РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



02.08.2003

Интервью президента и ректора Российского государственного гуманитарного университета журналу "Формула карьеры"

В середине июня у одного из крупнейший российских гуманитарных вузов -РГГУ- появился новый ректор. Им стал один из акционеров компании «Юкос», соратник Михаила Ходорковского, бывший сенатор и выдающийся специалист по PR Леонид Невзлин. В сфере отечественного академического образования это первый прецедент смычки бизнеса и науки.


02.08.2003

Интервью президента и ректора Российского государственного гуманитарного университета журналу "Формула карьеры"


В середине июня у одного из крупнейший российских гуманитарных вузов -РГГУ- появился новый ректор. Им стал один из акционеров компании «Юкос», соратник Михаила Ходорковского, бывший сенатор и выдающийся специалист по PR Леонид Невзлин. В сфере отечественного академического образования это первый прецедент смычки бизнеса и науки.

УПРАВЛЯЮЩИЙ ОБРАЗОВАНИЕМ



«Формула Карьеры»: Леонид Борисович, с какой целью вы пришли в РГГУ?

Леонид Невзлин: Позвали - и пришел.

ФК: А кто позвал?

Л.Н.: Юрий Николаевич Афанасьев. Он предложил, министр образования поддержал - все просто.

ФК: А зачем вы ему понадобились?

Л.Н.: Как вы знаете, «ЮКОС» выделил РГГУ на развитие $ 100 млн. на 10 лет - независимо ни от чего и независимо ни от кого. Предложив это финансирование, компания предложила и новую форму управления, которая не выстраивалась под персоналии, тем более под меня. То, что я стану ректором РГГУ, тогда даже и не предполагалось . Вот эту новую форму управления я и буду реализовывать. А что касается того, зачем я понадобился. Знаете, я не думаю, что Юрий Николаевич меня хорошо знает в смысле моих управленческих талантов. Мне кажется, что в моем лице оказано авансовое доверие «ЮКОСу».

ФК: Почему «ЮКОС» предложил помощь именно гуманитарному вузу? Целесообразнее было бы это сделать в отношении профильных институтов, например. Института нефти и газа им. Губкина.

Л.Н.: Ну, вообще-то все, что полагается делать «ЮКОСу» как крупнейшей нефтяной компании в области поддержки профессионального, или, скажем так, профильного образования, он делает. И здесь, и в регионах. И только после того, как компания посчитала этот вопрос профессионально решенным и с точки зрения обязательств закрытым, «ЮКОС» позволил себе принять решение о финансировании той образовательной сферы, которой наиболее недостает средств на развитие.
ФК:Планирует ли «ЮКОС» в дальнейшем оказывать выпускникам РГГУ помощь при трудоустройстве?

Л.Н.: В том соглашении, которое подготовлено между «ЮКОСом», Министерством образования и РГГУ, - соглашении о развитии гуманитарного образования в России на базе РГГУ - ничего об этом не сказано. Я думаю, что это не предусматривалось. Если реально, то у «ЮКОСа» очень ограниченная, близкая к нулевой потребность в специалистах гуманитарного толка.

ФК: Хорошо, благотворительность благотворительностью, но ведь у «ЮКОСа» должны быть какие-то корыстные цели в этой затее.

Л.Н.: Ну, это же не благотворительность. Это в хорошем смысле инвестиция в образование, что соответствует принятому «ЮКОСом» решению о направлении своих средств вне бизнеса.

ФК: То есть инвестиции в Россию, вы хотите сказать.

Л.Н.:Звучит высокопарно, но очень справедливо.

ФК: Какова ваша первоочередная задача на посту ректора РГГУ?

Л.Н.:Первоочередная задача каждого новоназначенного руководителя - ознакомиться с объектом, которым ему предстоит руководить. Причем ознакомиться надо в достаточно сжатый срок. Видимо, уже в октябре мне предстоит защищать перед ученым советом университета бюджет РГГУ-новый бюджет нового типа, с учетом тех источников, которые есть, и тех, которые появятся. И для того чтобы качественно представить бюджет, я должен проработать в институте, на факультетах, с их руководством и ведущими специалистами достаточно много вопросов.

ФК:Но, как я поняла, проблема образовательного менеджмента вам незнакома?

Л.Н.: Проблема образовательного менеджмента мне незнакома потому, что в образовательной сфере я никогда раньше не работал. А вот проблема менеджмента мне немножко знакома. Разница есть, но думаю, что с учетом того, чем я раньше занимался в жизни, она не столь долго преодолеваемая.

ФК: До 2008 года успеете?

Л.Н.:За пятилетку? Вы знаете, правильное измерение. Ребята, которые придут в РГГУ в этом году, при новом ректоре, в 2008 году будут выпускаться. Контракт с Министерством образования у меня тоже на пять лет.

ФК: А что новый ректор нам готовит? Стоит ли ждать каких-то серьезных изменений и пертурбаций в университетской жизни? Не изменятся ли, например, условия поступления?

Л.Н.: Условия поступления вообще-то определяются Министерством образования совместно с университетом. Мы же сейчас говорим не про широкую университетскую автономию, чтобы я мог, как ректор, отвечать за все. Это все-таки государственный университет, и я буду действовать в соответствии с контрактом, который заключил с Министерством образования. В этих рамках - в рамках возможного - основную гибкость необходимо проявить при использовании университетом внебюджетных средств, то есть средств попечительского фонда. Эти средства будут израсходованы в основном на персональную финансовую поддержку как преподавательского, научного, так и студенческого состава. Вообще же в рамках возможного хотелось бы сделать очень престижный, очень открытый с точки зрения финансовой прозрачности, очень привлекательный гуманитарный университет. Хотя на общем фоне гуманитарного образования в России РГГУ и так является лучшим, но, как говорится, нет предела совершенству. Я думаю, что в этой команде, и с этими людьми у меня все получится. Мне очень важно, чтобы получилось.

ФК: Сокращать штат не планируете?

Л.Н.: Знаете, у меня нет впечатления, что университет очень большой с точки зрения преподавательского состава - думаю, что в данной ситуации уместнее было бы говорить о расширении штата.

ФК:У вверенного вам университета есть свой гуманитарный лицей. Поскольку спрос на подобное обучение огромный, не планируете ли вы создать сеть такихлицеев?

Л.Н.: Надо на это посмотреть. Вы правы, спрос колоссальный, важность проекта - огромная, поскольку лицей - это один из способов довузовского обучения, закрепления и отбора. А вот возможности для расширения и создания сети лицеев мне не до конца

понятны, здесь нужен баланс, и мне необходимо внимательно на него посмотреть.

ФК:Улучшится ли материальная база университета? Появятся ли компьютеры, книги, методические пособия?

Л.Н.:Безусловно, я хорошо представляю себе роль информатики в современном мире. Так что вопрос совершенствования вну-тривузовской информационной сети будет решаться среди других первоочередных задач. Все, что можно будет сделать, будет делаться. Единственное - мы договорились с Юрием Николаевичем, что за образовательным и научным процессом в основном будет наблюдать он сам.

ФК: Если говорить сейчас о взаимоотношениях ректора РГГУ Невзлина и президента РГГУ Афанасьева, можно ли сказать, что у одного больше полномочий, чем у другого?

Л.Н.: В уставе РГГУ и в положениях при уставе очень четко прописаны полномочия президента. Они многочисленны, обязательны для ректора, и их надо обеспечить. В том числе и материально.

ФК: Нынешний советник президента Бу-ша-младшего Кондолиза Райе в свое время была ректором Стэндфордского университета. Ректором она была весьма успешным, поскольку считала, что вуз - это такое же предприятие, как любое другое, и участие в рыночных отношениях ему необходимо так же, как торговой или нефтяной компании. Вы разделяете такую точку зрения?

Л.Н.: Я, наверное, прочитал те же самые книжки про управление американскими университетами, что и Кондолиза Райе. И что касается американского университета, целиком и полностью с такой позицией согласен. Что же касается российских вузов, делаем поправку на более жесткую взаимосвязь в управлении между правительством, Министерством образования и университетом. Эта взаимосвязь совершенно обоснованна на сегодняшний день, поскольку существует в рамках действующего законодательства. Соответственно, есть определенные ограничения по участию университета в рынке. Ктому же в Америке совершенно иная традиция, которая имеет отражение в законодательстве, традиция по развитию университета как научного учреждения. Университетская наука- это практически вся основная наука в США. У нас же пока еще присутствует разделение академической и вузовской науки. Оно еще не стерлось, оно имеет свою поддержку и подтверждение и в бюджете Российской Федерации, и в законодательстве. У нас министерства даже два: одно отвечает за образование, другое - за науку. Наша рыночная модель - не американская рыночная модель. В нашей модели превалирует бесплатная форма обучения (иными словами - госзаказ) и небольшая форма платного. Это дает вузу выживать, как и сдача вузовских помещений в аренду, - все это от бедности и недоразвитости рынка. Но это все придется преодолевать вместе. Вместе со страной.

ФК: Леонид Борисович, известно, что российская наука в основном существует на западные гранты, и при том, что в России есть несколько фондов, также занимающихся финансированием отечественной науки, западные деньги все же существенны. Как вы думаете, возможно ли в скором времени появление отечественных грантов на исследования и развитие?

Л.Н.: Видите ли, у Запада есть большое конкурентное преимущество: они налогов с этих денег не платят. А в нашем законодательстве все иначе. В России сейчас есть несколько десятков крупных, динамично развивающихся компаний, и, если бы им вместо налогов дали направление на образование, думаю, они с удовольствием занялись бы этим.

ФК: У вас самого не возникло желания почитать в родном университете какие-нибудь лекции, скажем по PR?

Л.Н.: У меня уже есть подобный опыт. Я читал лекции по PR на факультете социологии в Международном университете. Что касается РГГУ, желание у меня огромное, а время вряд ли будет, особенно на первом этапе. К тому же я не хочу, чтобы меня воспринимали как человека, желающего любым способом интегрироваться в образовательную среду. Я хочу, чтобы меня воспринимали таким, какой я есть.


ЮРИЙ АФАНАСЬЕВ - ЗНАКОВАЯ ФИГУРА. И НЕ ТОЛЬКО В УНИВЕРСИТЕТСКОМ МИРЕ, ГДЕ ОН УЖЕ МНОГО ЛЕТ ВОЗГЛАВЛЯЕТ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, НО И В НАШЕЙ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ. В ИЮНЕ ЭТОГО ГОДА ЮРИЙ АФАНАСЬЕВ СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ РГГУ.

"УВИДЕТЬ ЦЕЛОЕ, ЧТОБЫ ПОСТИГНУТЬ СУЩЕЕ"

«Формула Карьеры»: Почему вы приняли решение пригласить на пост ректора Леонида Невзлина?

Юрий Афанасьев: Как вы знаете, по решению совета директоров компании «ЮКОС» РГГУ выделено на развитие $100 млн. на 10 лет. То есть бюджет, существующий в РГГУ, фактически удваивается. И мы с Михаилом Ходорковским решили создать сводный бюджет, который объединил бы деньги государственные и «ЮКОСа». Средствами в РГГУ, как и в любом другом университете, распоряжается ректор. Поскольку у меня срок подходит к концу (мне осталось четыре года, а это уже весьма обозримый срок), я принял решение освободить эту должность. Первые год, два, три я буду преимущественно заниматься проблемами науки, образования, а Леонид Невзлин-финансами, администрацией, экономикой университета. Но это только на тот срок, который необходим Леониду Борисовичу, чтобы войти в курс дела.

ФК: Каким образом «ЮКОС» и РГГУ будут сотрудничать дальше?

Ю.А.:> Сейчас создается попечительский совет РГГУ, возглавлять который будет Михаил Ходорковский, его заместителями являемся мы с Невзлиным, может быть, туда войдет кто-то еще из «ЮКОСа».

ФК: Какие полномочия будут у попечительского совета?
Ю.А.: По уставу-достаточно большие. Совет будет смотреть, как складываются дела, в каком направлении развивается университет. Михаил Ходорковский во время конференции, на которой был избран Леонид Невзлин, даже сказал, что будет ходить на лекции по истории, истории литературы и т.д. С сентября мы ему предложим вариант расписания.

ФК: Разрабатывали ли вы вместе с Леонидом Невзлиным дальнейшую стратегию развития РГГУ?

Ю.А.:Стратегия университета была разработана еще до прихода Невзлина. Главная наша цель - создание новой университетской модели образования. Для этого нужно создать информационно-образовательную университетскую среду. Это грандиозная задача, и она требует серьезной перестройки содержания учебного процесса, методики обучения, организации учебного процесса.
ФК: Что вы имеете в виду, когда говорите о новой образовательной среде?

Ю.А.: Мы готовим в университете специалистов разного профиля: историк, экономист и т.д. В этом направлении наша система образования еще в советские времена достигла очень неплохих результатов, но обнаружилось, что даже при наличии отличных профессионалов проблемы в стране не решаются. Наоборот, появляется много проблем, для решения которых мало быть просто специалистом, надо иметь общее образование. Наша новая университетская модель - это синтез специального и общего высшего образования, то есть того, чего у нас пока нет. Если говорить конкретнее, мы будем готовить человека, который занят не тем, что перегружает знания из учебника в голову или из лекций профессора в свои конспекты и тетради, а главным образом научается думать. То есть он должен уметь формулировать вопросы, которые еще не сформулированы, и искать на эти вопросы ответы. Сейчас университетское образование осуществляется главным образом по дисциплинам, а новая университетская модель предполагает образование в ходе решения каких-то проблем и задач, не дисциплинарный, а задачный подход - вот в чем разница. Сознание человека, который получил образование такого рода, не поддается манипулированию.

ФК:Что изменится в РГГУ при введении новой модели образования? Будут ли вводится новые дисциплины и т.д.?

Ю.А.: Конечно, и они уже появляются. У нас в университете, например, работает Институт европейских культур (французская, русская, немецкая культуры). К тому же мы синтетически подходим к процессу обучения: преподавание уже ведется не по дисциплинам, а по модулям (это совокупность нескольких курсов, которые увязаны логически между собой). Завтра на совете мы будем обсуждать вопрос о русской школе антропологии, там сочетаются гуманитарные, точные и естественнонаучные знания и будут изучаться гуманитарные предметы, но вместе с тем биология и математика. В целом мы должны научить увидеть общее и целое для того, чтобы постигнуть сущее. Это и есть новый подход, и у него есть много противников, в том числе среди ректоров московских вузов, и даже совет ректоров не приемлет такого подхода. Считается, что советская университетская школа лучшая в мире, и надо продолжать идти в этом направлении. А вот мировая тенденция направлена к синтезу специального и общего образования.