В РГГУ обсудили мировые тренды развития современного университета
В РГГУ обсудили мировые тренды развития современного университета
04.04.2012

В РГГУ обсудили мировые тренды развития современного университета

2 апреля в РГГУ состоялась открытая лекция Е.Н. Ивахненко "Мировые тренды развития современного университета в их отношении к изменениям в российском вузе"


2 апреля состоялась открытая лекция профессора кафедры социальной философии РГГУ Е. Н. Ивахненко «Мировые тренды развития современного университета в их отношении к изменениям в российском вузе». Она была посвящена актуальной проблеме реформирования образовательных институтов в зависимости от общественно-политического состояния страны. На сегодняшний день миссия гумбольдтовской модели университета как центра воспроизводства национальной культуры уже давно завершена, да и современный университет успел устареть. Это и было главным тезисом лекции.

В РГГУ обсудили мировые тренды развития современного университета

Е. Н. Ивахненко обратил внимание слушателей на то, что гумбольдтовский университет преобразуется сегодня в «университет высокого качества» («university of excellence»), который становится площадкой для развития человеческих ресурсов. Выпускник такого университета представляет собой «когнитивную рабочую силу» и автоматически становится конкурентом для других специалистов на рынке труда.

В РГГУ обсудили мировые тренды развития современного университета   В РГГУ обсудили мировые тренды развития современного университета  В РГГУ обсудили мировые тренды развития современного университета

Вторую часть лекции Е. Н. Ивахненко посвятил идее университета как корпорации. По его мнению, этой идее больше всего соответствует так называемый «проактивный университет», который внедряет эффективный академический менеджмент, переопределяет деятельность администрации вуза в терминах менеджмента и делает устойчивыми перемены, шаг за шагом повышающие успешность университета.

Докладчик предложил аудитории рассмотреть пять ключевых элементов проактивного университета: диверсификационную базу финансирования (деволюцию бюджетирования), усиленное направляющее ядро («бюрократию перемен»), расширенную периферию развития (трансдисциплинарные центры), интегрированную предпринимательскую культуру («коллективное предпринимательство») и стимулируемый академический оплот (сопротивление «рыночному оппортунизму»). Затем Е. Н. Ивахненко сопоставил мировые тренды развития современного университета с основными трендами российской реформы высшего образования на трех уровнях: микро- (Правительство РФ, МОН), мезо- (вузы) и макроуровне (факультеты, отделения) и схематично представил основные выводы проведенного анализа.

В РГГУ обсудили мировые тренды развития современного университета

В конце лекции слушатели могли задать специалисту интересующие их вопросы. Так, например, многие интересовались, произошла ли «руинизация» российского вуза и может ли он теперь полностью отказаться от прежней  культурной миссии. По проблемам, освещенным в лекции, развернулась дискуссия с участием преподавателей, аспирантов и магистрантов философского, социологического, экономического факультетов, а также факультета управления РГГУ.



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.