РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



VI Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник» в РГГУ
29.10.2012

VI Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник» в РГГУ

В РГГУ прошел VI Московский международный фестиваль визуальной антропологии.


С 8 по 12 октября в Москве состоялся VI Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник», в рамках которого РГГУ стал площадкой проведения трех мастер-классов. Со стороны нашего университета модератором мероприятия выступил проефссор учебно-научного центра Социальной антропологии В.Л. Кляус.

Фестиваль "Камера-посредник"

9 октября состоялся мастер-класс Андреа Равенда и Фабрицио Лоче-Мандеса (Италия) «Отравленные углем», посвященный проблеме высокого уровня смертности от онкологических заболеваний, особенно от рака легких, в городе Бриндизи на юго-востоке Италии. Местные врачи и некоторые общественные движения указывают, что основной причиной высокой заболеваемости среди населения являются выбросы промышленных предприятий. Авторы предложили два направления анализа, тесно связанных между собой. Первое – этнологические размышления о таких категориях как «право на здоровье», «угольная болезнь», «здравоохранение», «медицинское учреждение» в причинно-следственной связи между загрязнением окружающей среды и заболеваемостью среди населения. Второе – размышления о позиции этнолога и роли его исследований в таких конфликтных сферах политики, как здравоохранение, экология и экономика. Участники мастер-класса, обсуждая представленный проект, высоко оценили уровень проводимого визуально-антропологического исследования и отметили общие проблемы, которые стоят перед этнологами в Италии и России при изучении антропологии города.

10 октября состоялся мастер-класс Тамары Дьерич (Хорватия): «Etnofilm: некоторые примеры передового опыта создания сети визуальной антропологии в Хорватии». Автор мастер-класса, сотрудница Этнографического музея совместно с коллегами в 2009 г. учредила фестиваль «Etnofilm», поэтому рассказала о развитии кино- и фотоискусства в Хорватии. Она показала фрагменты хорватских этнографических фильмов 1920-х гг. и представила концепцию фестиваля, который является удачным опытом регионального сотрудничества в области прикладной этнологии, аудиовизуальных методов интерпретации нематериальной культуры, а также новых теоретических и методологических подходов к аудиовизуальным исследованиям культуры. Выступая в дискуссии, участники мастер-класса указали на значимость визуально-антропологических исследований на Балканах. Присутствующие на мастер-классе Е.В. Александров Е.С. Данилко, директор и исполнительный директор фестиваля «Камера-посредник» отметили, что между фестивалями этнографического кино много общего, при этом опыт «Etnofilmа» в плане организации и подходов к отбору фильмов является весьма полезным и может быть использован в России.

Фестиваль "Камера-посредник"

11 октября состоялся мастер-класс члена Академии канадского кино и телевидения, режиссера более ста фильмов Невенки Тот (Канада) «Киноглаз: смысл существования визуальной антропологии. Ученый как «человек с киноаппаратом» в визуальной антропологии». В своем выступлении она сделала акцент на примерах из практической работы в области документального, антропологического и этнологического кино. В завершении мастер-класса был показан ее фильм «Фантасмагория», завоевавший в 2003 г. приз Ниагарского кинофестиваля. 

Фестиваль "Камера-посредник"   Фестиваль "Камера-посредник"