Новости - РГГУ.РУ
Новости
11.12.2013

Новый учебник РГГУ о публичной речи на английском языке

Доцент факультета истории, политологии и права и кафедры иностранных языков Историко-архивного института РГГУ Ирина Антонова много лет занимается продвижением культуры английских дебатов. Однако в России выбор профессионально составленных книг, помогающих не только студентам, но и преподавателям разобраться в тонкостях публичных выступлений на английском языке, крайне не велик. Во многом поэтому Ирина Антонова на основании собственной обширной практики, а также последних зарубежных методик подготовила учебник, способствующий развитию и постановке публичной речи.

Этот учебник написан для тех, кто хотел бы научиться говорить ясно, логично и убедительно, делая это не только на русском, но и на английском языке.

В процессе чтения текстов и выполнения учебных заданий к ним вы научитесь (самостоятельно или с помощью преподавателя) публично выступать, убедительно отстаивая свое мнение в споре и/или корректно опровергая точку зрения оппонентов в дебатах.

Задания, предваряющие тот или иной текст, точно соотносятся с его содержанием. Многие из них представлены в виде таблиц, Незнакомые слова снабжены переводом. Все это поможет вам овладеть новым этапом в освоении английского языка, имя которому – публичная речь и дебаты.

Учебник можно приобрести в Книжной Лавке РГГУ «У Кентавра», а также в лучших книжных города.

Антонова.jpg


Более подробное описание предлагаемых учебников:

Возрождение интереса к риторике в России в конце XX в. было вызвано целым рядом демократических преобразований, которые, в свою очередь, актуализировали общественную потребность говорить ясно, логично и убедительно. На этом фоне до сих пор наблюдается явная недостаточность риторической грамотности у большинства специалистов, для которых содержательная и убедительная речь есть один из наиважнейших критериев их профессионализма.

Риторические умения в родном языке идентичны тем, которые формируются в процессе изучения иностранного, в частности, английского языка. Последний как lingua franca оказывается наиболее востребованным и актуальным в политических и академических дебатах, на разного рода международных презентациях и научных конференциях. В процессе их проведения часто возникает необходимость публично выступить, убедительно отстоять свое мнение, опровергнуть точку зрения оппонентах.

Обучение вышеперечисленным умениям в России происходит в условиях явного дефицит отечественных учебников по обучению публичной речи и риторике на английском языке. При этом многочисленные пособия по этой тематике, написанные англоязычными авторами, не имеют русской части и никак не учитывают специфики русскоязычной коммуникации, в результате чего в процессе работы с ними возможно возникновение языковых неточностей, вербальных помех и коммуникативных сбоев.

В связи с вышеизложенным предлагаемые учебники оказываются наиболее востребованными и адекватными требованиям студентов, проходящих профессиональную подготовку по целому ряду гуманитарных направлений («политология», «реклама и связи с общественностью», «международные отношения», «лингвистика», «журналистика», «зарубежное регионоведение». Риторика трех «П» выступает логическим и хронологическим продолжением учебника Английский язык в публичной речи и дебатах, имея идентичную структуру и похожую систему упражнений.

Идентичны и цели предлагаемых учебников, связанные с

(1) приобретением специальных знаний в области публичной, политической и президентской риторики (история риторики, ее современное состояние, введение в политическую и президентскую риторику);

(2) знакомством с классическим риторическим каноном (этос, пафос, логос) на примере текстов-образцов;

(3) обучением аргументированию и построению самостоятельных логических текстов (формулирование тезиса, аргументов, вывода);

(4) освоением вербальных умений выступления на публике (выбор и обоснование темы, подбор аргументов, поиск примеров).

Для достижения этих целей автор сочла целесообразным распределить задания в учебниках по следующим 4-м блокам: Pre-reading exercises; Reading for Information; Reading for Independent Thinking; Speaking. Названия первых трех блоков говорят сами за себя. Они призваны развивать у студентов разные виды обучающего чтения на материале предложенных профессионально направленных текстов. При этом переходный (от чтения к говорению) характер третьего блока (Reading for Independent Thinking) дает возможность студентам пробовать выходить в речь уже на стадии чтения, имея при себе тот багаж знаний, который до этого момента носил пассивный характер. Последний раздел каждой главы – Speaking – предполагает развитие творческих навыков говорения с использованием полученных в процессе работы над главой знаний.

Специфической чертой учебников (в отличие от существующих изданий подобного рода) является такая система упражнений, которая дает возможность их интеграции в общий курс английского языка любого языкового/неязыкового учебного заведения гуманитарного профиля.

Автор стремилась сохранить и системно представить в обоих учебниках тематические разделы, соотносимые как с «Программой дисциплины «Иностранный язык», так и с Учебно-методическим комплексом по дисциплине «Президентская риторика» по направлению «Зарубежное регионоведение».

Структура. Каждый из учебников содержит три главы (Chapters). Тексты внутри глав охватывают широкий спектр базовых понятий, связанных с риторикой (публичной, политической, президентской) и дебатами. Подобранные в соответствии с тематическим принципом тексты расположены по степени нарастания лексико-грамматических и стилистических трудностей. Наиболее сложные с точки зрения понимания слова и словосочетания снабжены переводом. В роли справочного материала выступает глоссарий, объясняющий смысл терминов, связанных с риторикой и дебатами.

Каждую главу предваряет ее план (Chapter Outline) и список тех учебных задач, которые студент сможет и должен решить при условии внимательного прочтения текстов и добросовестного выполнения всех заданий к нему.

Рекомендации по работе с учебниками. Автор обращает особое внимание преподавателей и студентов на работу с текстовым материалом учебников. Первый тематический текст каждой главы носит общий характер, требующий предварительного обсуждения (Pre-reading exercises). Начинающим студентам рекомендуется письменно ответить на вопросы к тексту, избегая при этом прямого цитирования, но, используя активный словарь (работа с которым вынесена в отдельное упражнение).

Последующие тексты каждой главы предназначены для поискового и/или просмотрового чтения (Reading for Information) и читаются в классе. В зависимости от заданий к тексту, его длины и уровня языковой подготовки группы студентам дается не более 10 минут на прочтение с последующим выполнением заданий к нему.

Работа над текстами в блоке Reading for Independent Thinking учит студентов работать с контекстуальной (а не фактической) информацией. Учебные задания блока призваны формировать у студентов навыки интерпретации, расценивая представленную в тексте информацию не как истину в последней инстанции, а скорее как некий «трамплин», освоив который возможно снятие традиционных языковых барьеров и развитие более сложных, но и более свободных, а значит и более творческих речевых умений.

Развитию навыков устной речи способствуют также задания (иногда тексты) в блоке Speaking. Темы этого блока, предлагаемые студентам для написания эссе и подготовки презентаций, всегда связаны с тематикой текстов в остальных блоках. При этом сама формулировка каждой темы и задание к ней неизменно стимулирует студентов к творческому переосмыслению знаний, почерпнутых в текстах и заданиях изучаемой главы.

В учебнике Риторика трех «П» представлен обширный дополнительный материал (Supplementary Material), посвященный анализу риторики наиболее публичных президентов США. Задания в этой части учебника составлены таким образом, чтобы студенты после их выполнения приобрели умение самостоятельно оценивать риторику политических и общественных деятелей, анализируя и комментируя тексты их выступлений. Другими словами, работа с дополнительным материалом, по мнению автора, равноценна по своей методической значимости работе с учебными главами, и без освоения дополнительного материала освоение самого учебника будет неполным.

Значительное количество текстов в учебнике и многообразие заданий к ним объясняются стремлением автора «погрузить» студентов в атмосферу профессиональной межкультурной коммуникации, дать им почувствовать множественность и неоднозначность мнений, высказываемых авторами текстов, и наконец, сделать свой выбор в пользу той или иной точки зрения, корректно аргументируя ее.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru









Версия для печати