Прошедшие мероприятия - РГГУ.РУ
Прошедшие мероприятия

"Университетские субботы"
29.11 Лекция 
"Art&Science: оцифрованный Леонардо"

29 ноября прошла последняя в этом году университетская суббота - "ART & SCIENCE – оцифрованный Леонардо».
Великий Леонардо придумал множество уникальных объектов, в том числе, инженерных конструкций. Многие из них остались только в его заметках и рисованных скетчах. На встрече ведущие: Кувшинов Сергей Викторович, директор Международного института новых образовательных технологий РГГУ, специалист в области внедрения новейших информационных, мультимедийных и интерактивных технологий в образование, специалист по истории науки и техники, Воронков Юрий Сергеевич, заведующий кафедрой «Истории науки и техники» Института истории естествознания и техники РАН, профессор РГГУ, специалист в области общей истории и методологии науки и техники и Кондрашов Валентин Васильевич, ведущий инженер Международного института новых образовательных технологий РГГУ, специалист в области цифровых производственных процессов, историко-научно-технической реконструкции памятников науки и техники. обсудили с участниками множество вопросов связанных с пониманием связи исторических научных изобретений с современностью, провели мастер класс по реконструкции одного из инженерных объектов Леонардо да Винчи. В процессе практикума участникам, среди которых было немало учащихся, были даны общие понятия о цифровом прототипировании, трехмерном сканировании объектов материальной культуры, особенности работы таких устройств как: 3D принтер и трехмерный сканер, лазерный катер, режущий плоттер и др. На примере реконструкции образа выдающегося деятеля эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи посетители смогли принять участие в технологическом процессе материального воплощения объекта техники и искусства. 



"Университетские субботы"
22.11 Лекция Клауса Вашика

"Европейская педагогика XXI века - основные тенденции европейского образования"

Во второй половине дня в субботу 22 ноября 2014 г. в Центре технологической поддержки образования Международного института новых образовательных технологий РГГУ в рамках проекта Департамента образования Москвы «Университетские субботы» состоялась лекция директора Института иностранных языков земли Северный Рейн - Вестфалия при Рурском университете в Бохуме (ФРГ) д-ра Клауса Вашика.
v1.jpg

Д-р Клаус Вашик - специалист в области славистики, русской и советской культуры ХХ века, советской визуальной культуры, визуальной истории, искусства плаката, политики в изобразительном искусстве, новой русской литературы, разработки новых образовательных технологий и обучающих программ. В настоящее время является руководителем координационного бюро Альянса университетов Рурской области ФРГ (UA Ruhr) в Москве и директором Земельного института иностранных языков Федеральной Земли Северный Рейн - Вестфалия при Рурском университете в г. Бохум. Он был приглашен для выступления с докладом на известной европейской выставке ExpoLingua 2014, проходившей в Берлине 21-22 ноября 2014 г. Поэтому свое выступление для московских школьников, их родителей и преподавателей в ЦТПО МИНОТ РГГУ он провел с использованием сетевых технологий.

v2.jpg

Д-р Вашик рассказал о современных тенденциях в европейском образовании в условиях интернационализации и глобализации, объединения учебных заведений в альянсы и обширного проникновения сетевых технологий. Также он подчеркнул важность профессионального и специального образования в современных европейских условиях.


"Университетские субботы"
22.11. Лекция
"Обучение в сети - За и Против"

В субботу 22 ноября 2014 г. в Центре технологической поддержки образования Международного института новых образовательных технологий РГГУ состоялось очередное мероприятие в рамках просветительско-образовательного проекта Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы». Лекция была посвящена обзору возможностей, методик и технологий обучения в сети Интернет.

Пришедших школьников, родителей и учителей приветствовала заместитель директора МИНОТ РГГУ и Центра технологической поддержки образования В.П. Марихина, которая рассказала о направлениях работы ЦТПО МИНОТ РГГУ и возможностях реализации творческих проектов на современном технологическом оборудовании.

za1.jpg

Директор Международного учебно-научного центра перспективных медиа-технологий МИНОТ К.В. Харин в своей лекции и презентации рассказал об особенностях, преимуществах и недостатках сетевого обучения. Были затронуты вопросы, что такое сетевое обучение и какие разновидности сетевого обучения применяются в настоящее время, чему можно и чему нельзя научиться в сети.

Консультант МИНОТ РГГУ А.Н. Качалкин рассказал о подходах к сетевому обучению с точки зрения разработанной им концепции интегральной психофизиологии и двоичнобифуркационной концепции устойчивости биофизического поля, а также подчеркнул необходимость поддержания адекватного физиологического состояния организма при обучении, в том числе и сетевом.

za2.jpg

Также К.В. Харин и В.П. Марихина провели небольшую экскурсию по лабораториям Центра технологической поддержки образования, в ходе которой рассказал о возможностях использования современных технологий цифрового производства для трехмерного моделирования и прототипирования объектов материальной культуры и культурного наследия, разработке интеллектуальных робототехнических устройств различного назначения и методах историко-научно-технической реконструкции инженерно-технических шедевров прошлого.

za3.jpg

В завершение занятия были продемонстрированы примеры разработанных при участии сотрудников МИНОТ РГГУ сетевых обучающих систем в области изучения иностанных языков, различных гуманитарных дисциплин, робототехники и применения современных цифровых производственных технологий.






"Университетские субботы"

15.11 Лекция Г.Г. Григоряна

"Музейные технологии вчера, сегодня, завтра"

Видеозапись. Часть 1.

Видеозапись. Часть 2. 

15 ноября 2014 в ЦТПО МИНОТ РГГУ состоялось очередное заседание в рамках проекта Университетская суббота. Ведущий отрытой лекции " Музейные технологии вчера, сегодня и завтра!" - Григорян Гурген Григорьевич - доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, вице-президент общества «Знание» России, почётный член Президиума Союза Музеев России в увлекательной форме рассказал о роли музеев в жизни человека, ответил на вопросы о том, почему нас манят старые вещи, как сохраняется память прошлых веков и какова роль старинной техники. Как новые музейные, информационные, аудиовизуальные технологии помогают проникать в суть вещей, памятников науки и техники, и что надо делать для бережного их сохранения? И самое главное - кто такие - " музейные специалисты", какими компетенциями они должны обладать и где их готовят. На встрече слушатели узнали, что современный музей призван прокладывать дорогу в будущее, развивать международное сотрудничество и демонстрировать применение лучших мировых практик. Музей содействует поиску новых направлений развития интерактивных центров науки(science centres). Слушатели узнали как сегодня модернизируются мировые музеи: музей Exploratorium в Калифорнии переживает реорганизацию; испанский музей Cosmo Caixa собирается радикально пересмотреть способы формирования впечатлений у посетителей; проекты Art-Science стали новым словом в спорах о популяризации науки. Такие площадки, как Галерея науки (Science Gallery) в Дублине, Wellcome Collection в Лондоне и Le Laboratoire в Париже продемонстрировали возможности творческого взаимодействия научных исследований, искусства и бизнеса, провозгласив новую эру инноваций. Музей должен организовывать форумы для привлечения посетителей в реальном и виртуальном пространствах, развивать долгосрочные отношения со СМИ, изобретателями и политиками, а также привлекать ученых и инженеров, академических ученых и исследователей из самых разных сфер науки и техники к общению с широкой аудиторией – на разных уровнях и в разных форматах. Музей должен практиковать целостный подход и междисциплинарный диалог в общении с аудиторией. Миссия музея состоит в том, чтобы выступать посредником в образовательном процессе и вовлекать широкую публику в непрерывное образование, используя для этого широкий спектр различных мероприятий – как в самом музее, так и в виртуальном пространстве.



"Университетские субботы"

08.11 Лекция К.Ю. Ерусалимсокго 

«Зачем история современному человеку?»

В субботу, 8 ноября, в рамках проекта «Университетские субботы» Департамента образования г. Москвы прошла лекция доктора исторических наук, профессор кафедры истории и теории культуры ОСКИ Константина Юрьевича Ерусалимского «Зачем история современному человеку?». 

иерус2.jpg

Лектор предложил аудитории, значимую часть которой составляли ученики старших классов, проблематизировать привычное понятие «истории», задуматься о том, насколько она далека от нас, вовлечены ли мы в нее? В какой момент «прошлое» становится «историей»?

иерус1.jpg

иерус3.jpg

 Также в ходе обсуждения поднимались крайне актуальные вопросы травматического исторического прошлого и «другого» как конструируемой фигуры. Таким образом, как и обещало название, «современность» и «история» встретились в рамках лекции. 


"Университетские субботы"
08.11 Лекция Радмилы Дмитриевны Тонкович
"Жизнь как высокий полет"

Радмилу Дмитриевну Тонкович из Сербии может быть и не надо специально представлять, так как она популярна и известна в области мировой авиации – она всесторонне образованный интеллигент, специалист и высокий профессионал, профессор, филолог и философ, переводчик и авиационный редактор и всемирно известный журналист. Профессор Радмила Д. Тонкович во многих отраслях югославского воздухоплавания и авиации сыграла роль первопроходца и авиация уже 20 лет является её профессией и самой большой любовью. Она – первая женщина – авиационный журналист и первая женщина – редактор на Балканах в журналах «Аэромагазин», «Наша крила», и «Мома – гласник». Как писатель, журналист, публицист и переводчик она публикуется во многих журналах на родине и за рубежом, является членом Международного союза Славянских журналистов. Член многих общественных организаций, ассоциаций, она – единственная женщина, Почётный член ассоциации авиаторов Сербии, Клуба Ма2+ пилотов сверхзвуковой авиации, Содружества пилотов «Курьяци са Ушча», авиационной ассоциации «Святой Архангел Гаврило», член правления Национального аэроклуба «Наша Крила», аэроклуба «Вайя», авиационного содружества «Свети Илия» из Баня Луки и единственный почётный член этого содружества в его семидесятипятилетней истории, почётный член Содружества женщин-пилотов Сербии, и является его пресс-атташе. Радмила Дмитриевна Тонкович из Сербии является почётным членом Русского клуба женщин-авиаторов «Авиатрисса» с 2 мая 2009 года по предложению Председателя Клуба Халиды Макагоновой, многократной абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу, а Совет Клуба единогласно принял в свои ряды сербского авиатора на традиционной юбилейной встрече, которая ежегодно собирает российских ветеранов, в том числе женщин-пилотов, в сквере у Большого театра. На этой встрече была подчёркнута большая роль Радмилы Тонкович в пропаганде русской и мировой авиации, благодаря её значительному труду писательницы и журналистки в области воздухоплавания и авиации. Биография Радмилы Тонкович изобилует успехами - высокий авторитет, уважение и репутацию она получила в роли почётного члена многих общественных организаций, ассоциаций и клубов и нелегко здесь привести все её многочисленные награды, признания, вымпелы, дипломы и сертификаты за её большие заслуги в области воздухоплавания и авиации. Самая значительная награда – профессор Тонкович, первая и единственная женщина на Балканах - Кавалер Почётного Золотого знака пилота ВВС и ПВО Армии Сербии, и первая и единственная женщина, награждённая Почётным парадным кинжалом офицера авиации Армии Сербии. 

Уже много лет подряд она занимается историей воздухоплавания и авиации и внимательно следит за всеми современными и историческими событиями в гражданской, спортивной, транспортной и военной авиации на своей родине и в мире. Об этом она написала и опубликовала более шестисот статей и очерков. В 2005 году была опубликована её книга-первенец «Жизнь, созданная полётом» (65 лет авиации Югославии), которая имела большой успех и в Югославии и в мире. Было организовано 11 презентаций этой книги, и она уже переведена на английский и русский языки. А в 2010 году написала книгу «Тадия Сондермайер» и этой книгой проф. Тонкович отдала долг своей Сербии, которая через 50 лет получила первую книгу о самом передовом своём гражданине – инженере авиации, лётчике и основоположнике сербской и югославской спортивной и гражданской авиации – Тадии Сондермайере, в честь которого на днях почта Сербии выпустила юбилейную марку с его изображением, а по концепции проф. Тонкович. Эти две книги об авиации, уже вызвали большой интерес у многочисленных читателей разных стран мира. В руках читателей её новая книга о лётчицах всего мира - «Небесные героини мира», провозглашенная уникальной мировой энциклопедией по данной тематике, среди которых обработано 313 русских лётчиц.


"Университетские субботы"
08.11 Лекция Д.А. Соболева
"Рождение авиации: триумфы и трагедии"

8 ноября в ЦТПО МИНОТ РГГУ прошла лекция известного российского историка науки и техники, ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН, главного редактора издательства "Русавиа" Дмитрия Алексеевича Соболева на тему "Рождение авиации: триумфы и трагедии!". На встрече присутствовало много учащихся и студентов, которым в интересной и доступной форме Д.А. Соболев рассказал о рождении концепции летательного аппарата тяжелее воздуха, показал вклад каждой страны, в том числе России, в дело освоения воздушного пространства. На встрече присутствовал генаральный директор и издатель всероссийского журнала "Двигатель" советник ген. Директора ЦИАМ им. Баранова Дмитрий Александрович Боев который представил журнал и рассказал о проблемах изучения истории отечественной авиамоторной техники.


"Университетские субботы"

01.11 Лекция Е.О. Владимирцевой 

«Мобильность человека в условиях “дополненной реальности” большого города»

В субботу, 1 ноября, в рамках проекта «Университетские субботы» Департамента образования г. Москвы прошла лекция сотрудника отдела образовательный программ музея современного искусства «Гараж», преподавателя кафедры истории и теории культуры ОСКИ РГГУ Е.О. Владимирцевой. 

влад1.jpg

Екатерина Владимирцева в паре со своей коллегой по «Гаражу» Мария Сарычева в крайне доступной и увлекательной форме рассказали аудитории о том, чем концепция «дополненной реальности» отличается от концепции реальности «виртуальной». В ходе лекции были затронуты вопросы стратегий человека в современном городе и того, как новые технологии влияют на эти стратегии. 

влад2.jpg  влад3.jpg

Как люди взаимодействуют сегодня с пространством? С вещами? Друг с другом, наконец? Разговор об этом невозможен без разговора о новых технологиях. После лекции состоялось живое обсуждение заявленных выступающими.

"Университетские субботы"
01.11 Лекция директор МИНОТ Кувшинов С.В., специалист по айфонографии С.А. Коршунов  и практикующий педагог, лучший учитель России 2013 г. А.Г. Сиденко 
"Тотальная мобилизация культурно-образовательного пространства"

1 ноября в ЦТПО МИНОТ РГГУ состоялось очередное заседание проекта "Университетские субботы" темой обсуждения стала "Тотальная мобилизация культурно-образовательного пространства". Ведущие директор МИНОТ Кувшинов С.В., специалист по айфонографии Коршунов С.А. и практикующий педагог, лучший учитель России 2013 г. Сиденко А.Г. На встрече было отмечено, что сегодня информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии – инструмент принципиального переоформления и переосмысления окружающего мира, причем инструмент безальтернативный. Можно сказать, что скоро заканчивается «меловой период» в истории культуры и образования, на смену ему приходит эпоха концептуально новых цифровых устройств и технологий. Среди них в первую очередь следует отметить мобильные и интерактивные smart-технологии, беспроводные видеопроекторы, технологии Wi-Fi и др., все эти технологии решительно настраивают людей на продуктивную работу с гипермедиа, smart-программами, обеспечивают контроль и мониторинг различных сторон жизни и в особенности - всех участников hi-tech-учебного процесса.

Широкие коммуникационные возможности смартфонов открывают принципиально новое направление в развитии мобильных технологий с использованием карманных компьютеров в учебно-исследовательской деятельности. Коммуникации, как с использованием сотовых средств связи, так и традиционным способом – по проводам – в последнее время занимают прочные позиции в планах пользователей КПК.

В настоящее время наблюдается стремительное продвижение мобильного девайса нового поколения - «Iphone» компании Apple. Специалисты Учебно-научного центра перспективных медиа-технологий Института новых образовательных технологий Российского государственного гуманитарного университета в экспериментальном порядке создали мультимедийный элективный учебный курс для школьников старших классов на «Iphone» - «Наука и техника: история, теория, методология». Iphone –курс предназначенный для самостоятельного изучения. Сегодня важно понять, насколько удобными и эффективными станут подобного рода девайсы для интенсификации подготовки будущих специалистов.

Контент курса на iPhone’е содержит: 12 мотивационных видеоинсталляций по всем темам курса, 12 видеолекций, более 350 слайдов презентации, и учебник по курсу в PGF формате объемом 305 страниц. Консультации по курсу могут осуществляться с помощью оперативного выхода в Интернет, электронной почты. Для преподавателя, обладателя iPhone, также уже существует несколько «революционных» устройств. Например, для мультимедийного занятия, требуется видеопроектор и компьютер. Для этих целей компания View Sonic выпустила проектор PJ258D, в который уже встроена док-станция для Video iPod, таким образом он позволяет проецировать изображения прямо из мобильного девайса, демонстрируя фото- и видео на большом экране. Широкий набор возможностей подключения проектора позволяет подсоединять к нему также и ПК, DVD-плеер, игровые консоли и многое другое. PJ258D использует технологию Texas Instruments DLP для получения ярких цифровых изображений со световым потоком 2000 лм, что позволяет применять его в условиях ограниченного затемнения аудиторий. Следует отметить, что использование нового многофункционального устройства «iPhone» дает возможность получить некоторое новое качество обучения и медиакоммуникаций, суть которого заключается в открытом, неформальном общении на основе полного доступа к аудио-, видеографической и текстовой информации всех участников выполняемого учебного процесса и заинтересованного сообщества, а также возможность организации оперативного управления учебным процессом путем использования специализированных Интернет-ресурсов.

Таким образом, современный учитель, «продвинутый» школьник, оснащенные данными устройствами, практически становятся центральной фигурой полномасштабной мобильной учебной лаборатории. В этих условиях появляются новые характерные черты пользователей (в специализированной прессе уже появился термин IT - преподаватель): программно-аппаратная мобильность; способность и готовность включаться в учебно-педагогическую работу вне зависимости от времени и места; оперативность коммуникации как с другими преподавателями, так и с учениками, с ресурсами компьютерных сетей; высокая производительность при сборе и обработке медиаданных; готовность включения материалов учебного процесса в сетевое образовательное пространство. В связи с бурным развитием информационных, коммуникационных и мобильных технологий, компьютерное сообщество обсуждает вопросы, связанные с новой информационной культурой, которую несут мобильные технологии. Характерными чертами этой новой информационной культуры являются: минимализация временных потерь; оперативность коммуникаций; новые способы и средства досуга; аудио-, видео-, графическая фиксация событий; онлайновая персональная диагностика состояния здоровья; возвращение к рукописному вводу данных; психологическая адаптация в мире цифровых технологий.

В заключении встречи ведущие определили суть мобильных технологий, применительно к учебно-образовательному процессу: это формирование исходных данных медиаматериалов (текстовых, аудио-, видео-, графических) с использованием микрогабаритных носимых персональных устройств, переработка данных в соответствии с целями обучения, оперативное подключение их (к ним) ресурсов международной компьютерной сети и выполнение учебно-исследовательской задачи в условиях свободы выбора пространства и времени при оперативном обмене данными с сервером учебного заведения.

"Университетские субботы"
25.10 Лекция О.Н. Мурашева
Научное фэнтези - революционная образовательная технология и не только...!

 25 октября 2014 г. в МИНОТ РГГУ состоялась встреча, практикум в рамках проекта Университетская суббота. Тема: "Научное фэнтези - революционная образовательная технология и не только..!" Ведущий практикума: Мурашев О.Н. - просветитель, историк, лингвист, музыкант, автор книг по развивающей педагогике, преподаватель с более чем 30 летним стажем.

На встрече со школьниками и учителями Мурашев О.Н. убедительно показал что вся система обучения традиционно построена на принципе линейности «от простого к сложному», но можно представить учебный материал и в совершенно иной форме, с использованием новой образовательной технологии под названием «научное фэнтези». Это не имитация нового метода, а реально иной, революционный подход, концепция, которая построена на человеческой логике. Она проста, понятна каждому и самое главное увлекательна! Особенно она любопытна тем, кто стремиться быстро и эффективно освоить иностранные языки. 
Главная цель для ребят, как сказал Олег Николаевич : «Чтобы вы осваивали грамматику иностранного языка не годами, как это пропагандирует традиционная система образования, а всего лишь за несколько дней. Ведь это абсолютно реально!»

Мурашев О.Н. продемонстрировал как работает его методика, которая увеличивает скорость усвоения информации не только благодаря новому пониманию структуры языка, но и благодаря тому, что в основе лежат сказки, фэнтези для взрослых и детей «Путешествие по волшебной планете Инглэнд». Фантастическая реальность всегда интереснее обыденной, а значит, эта увлеченность сыграет на руку. Сказка – это не свод правил: она и запоминается легче благодаря образам, и делает процесс освоения языка легким и радостным. Новая методика дает чёткие ответы на следующие вопросы: что такое английский глагол, что такое артикль, что такое неправильный английский глагол, в чём его отличие от правильного, как и почему появились неправильные глаголы, какие у английского глагола есть формы, и чем они отличаются друг от друга, когда используется вторая, а когда третья форма, как учить неправильные глаголы, как переводится каждая форма неправильного глагола (с примерами), как создать «свою таблицу» неправильных глаголов.


"Университетские субботы"

25.10 Лекция О. Гавришиной 

«О чем может рассказать фотография?»

25 октября в рамках проекта «Университетские субботы» выступила кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры ОСКИ, один из ведущих специалистов в области изучения фотографии Оксана Вячеславовна Гавришина. 

гавришина1.jpg

Лектор поставила перед многочисленной аудиторией, значимую долю которой составляли старшеклассники, вопрос о том, отражает ли фотография реальность или же конструирует, преображает ее? Казалось бы, наиболее очевидный ответ заключается в том, что фотография реальность документирует. Однако О.В. Гавришина на примерах продемонстрировала, что это далеко не так. 

гавришина2.jpg  гавришина3.jpg

Главным источником, с которым она предложила слушателям поработать, стал амбициозный проект фотографа конца XIX – начала ХХ в. С.М. Прокудина-Горского «Коллекция достопримечательностей Российской империи». О.В. Гавришина показала, как в работах Прокудина-Гоского прослеживается влияние живописных канонов, под которые фотограф «подстраивает» реальность, а также как в них конструируется образ «экзотизированной» окраины. Эти темы актуальны и для сегодняшней социокультурной ситуации. 


"Университетские субботы"

18.10 Лекция О. Нестерцевой

"Зачем искусство современному человеку?"

18.10 с лекцией в рамках проекта «Университетские субботы» выступила заместитель директора Мультимедиа Арт Музея, профессионал в области визуальной культуры Ольга Валериановна Нестерцева с лекцией «Зачем искусство современному человеку?». 

нестерцева1.jpg

О.В. Нестерцева, выпускница РГГУ, отметила, что с радостью откликнулась на предложение своего учителя, ныне руководителя Отделения социокультурных исследований, Галины Ивановны Зверевой выступить в alma mater. В рамках лекции искусство рассматривалось в различных контекстах: как исторический источник, как объект для «чтения», как трансформирующийся язык, как источник эстетического переживания, как инструмент воздействия на общество. 

нестерцева2.jpg  нестерцева 3.jpg

О.В. Нестерцевой был представлен богатый и разнообразный визуальный материал, относящийся к разным странам и эпохам. Выступление О.В. Нестерцевой вызвало столь живой отклик аудитории, что было решено провести в РГГУ ещ одну встречу с ней, уже более прицельно посвященную вопросам актуального искусства. 


"Университетские субботы"

11.10. Лекция Б. Соколова 

"Садово-парковое искусство: досуг и развлечение"

В субботу, 11.10, в рамках проекта «Университетские субботы» выступил автор многолетнего проекта «Сады и время» (www.gardenhistory.ru); доктор искусствоведения; профессор Факультета истории искусства РГГУ; член Правления Общества изучения русской усадьбы Борис Михайлович Соколов.

соколов1.jpg

 В рамках лекции, сопровождавшейся богатым визуальным материалом (следует особо отметить, что многие красочные фотографии были сделаны самим лектором), Б.М. Соколов предложил несколько концептуальных определений понятию «сад», рассказал об образах и архетипах садового пространства в культуре, обсудил с аудиторией разницу между «садом» и «парком», а также затронул проблему «социально ценных ландшафтов». Кроме того, Б.М. Соколов поделился со слушателями своей последней на данный момент работой: фрагментами собственного перевода уникального текста эпохи Возрождения «Гипнэротомахия Полифила». 

соколов2.jpg соколов3.jpg

Крайне сложный, насыщенный множеством аллюзий текст, написанный на нескольких языках, привлек внимание Б.М. Соколова, так как в нем содержится интересное описание Киферы, острова-сада. Таким образом, посетители «Университетских суббот» могли одними из первых услышать текст, до этого не переводившийся на русский язык. 

Фотографии Елизаветы Саволайнен.


"Университетские субботы"

18.10 Лекция Сергея Гвоздева и Заслуженного лётчика-испытателя Урала  Султанова

 "От модели к планеру, от планера на самолет"

"От модели к планеру, от планера на самолет"

18 октября 2014 в Центре технологической поддержки образования МИНОТ прошло очередное заседание проекта Университетские субботы .

Темой обсуждения стала профессионализация молодежи. Ведущий практикума: Гвоздев Сергей Валентинович - вице-президент Клуба авиастроителей России, управляющий Фондом авиационно-космических технологий познакомил присутствоваших молодых людей, студентов и школьников с ситуацией на московских предприятиях, рассказал о перспективности работы в авиационной науке и предприятиях аэрокосмического комплекса Москвы.

цтпо2.jpg

Особый интерес у ребят вызвал рассказ приглашенного на встречу Заслуженного лётчика-испытателя Урала Насибовича Султанова. Он поделился своими мыслями о важности профессионального самоопределения еще в школе. Султанов У.Н. провёл испытания ряда самолётных систем и оборудования на новейших российских истребителях, участвовал в прочностных испытаниях штурмовиков и бомбардировщиков. В 1987 окончил Центр подготовки космонавтов и прошёл подготовку по программе «Буран», в ходе которой проводил отработку системы ручного управления и системы автоматической посадки на самолетах, оснащённых системой управления «Бурана». Установил 10 мировых авиационных рекордов.

цтпо4.jpg  цтпо3.jpg

На встрече с докладом «Аэрокосмические технологии - дело молодых» выступила старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО Мамченко Анна Александровна. Она рассказала об инициативных проектах профессиональной ориентации реализуемых сегодня в московских школах, поделилась своими соображениями по эффективности проводимых мероприятий для молодежи. Более подробно Мамченко А.А. остановилась на проекте профориентации и самоопределения «Аэрокосмические технологии - дело молодых». На встрече были продемонстрированы системы сетевого дистанционного взаимодействия на портале профессионального сообщества Клуба авиастроителей.

цтпо1.jpg

Ведущий специалист Центра технологической поддержки образования МИНОТ РГГУ, куратор направления «Историко-научно-техническая реконструкция памятников науки и техники» Кондрашов Валентин Васильевич провел для слушателей экскурсию по Лаборатории цифровых производственных процессов МИНОТ РГГУ и рассказал о работах со школьниками по реконструкции памятника науки и техники - 50-х годов прошлого века - планере первоначального обучения БРО 11. Присутствовавшие смогли опробовать планерный тренажер и приняли участие в изготовлении элементов конструкции будущего летательного аппарата. В завершении встречи всех слушателей ждал увлекательный рассказ одного из выдающихся специалистов планерного спорта России Кузнецова Юрия Александровича. Юрий Александрович Кузнецов это легенда российского и мирового планерного спорта - обладатель мирового рекорда на дальность полёта, чемпион мира и страны, мастер спорта международного класса. В настоящий момент является главным тренером российской планерной сборной, а также работает инструктором в Пахомово. Увлекательный рассказ о полетах на планерах инициировал у ребят множество вопросов о безопасности полетов и присутствовавший на встрече специалист Межгосударственного комитета по расследованию летных прпоисшествий Качалкин Александр Николаевич смог компетентно ответить молодым людям на все их вопросы. В обсуждении вопросов участия школьников и студентов в работе ЦТПО в РГГУ директор МИНОТ Кувшинов Сергей Викторович подробро представил все образовательные программы реализуемые в Международном институте новых технологий РГГУ. Встреча завершилась неформальным общением, школькики еще долго не хотели отпускать ветеранов отечественной авиационной науки и техники.


"Университетские субботы"

27.09, лекция Ю.В. Филиппова

«Поликультурная среда современного мегаполиса»

В субботу, 27 сентября, состоялась лекция кандидата исторических наук, доцента кафедры истории и теории культуры ОСКИ Юрия Викторовича Филиппова «Поликультурная среда современного мегаполиса». В любом крупном современном городе живут представители разных национальностей, религий, социальных и профессиональных групп. Они отличаются друг от друга по внешнему виду, манере одеваться и общаться. Иногда у них почти несовместимые представления о мире, правильном и неправильном поведении, о том, как нужно и как нельзя строить свою жизнь. Естественно, что и в повседневной жизни, и на улицах города мы постоянно сталкиваемся с множеством знаков, которые характеризуют различные культуры и субкультуры. Научиться распознавать эти знаки в городском пространстве и осознавать их важность для других людей - первый шаг к пониманию, важнейшая предпосылка социального мира и личного психологического комфорта.

филиппов 2.JPG  филиппов 1.JPG

филиппов 3.JPG

Именно об этом Ю.В. Филиппов поговорил со своими слушателями (в первую очередь – учениками старших классов, находящимися сейчас в процессе профессионального самоопределения). В рамках встречи совместно с аудиторией, в интерактивном режиме были рассмотрены случаи «чтения» как костюмов представителей тех или иных народов и религий, так и памятников и зданий разных городов и стран.  



"Университетские субботы"

11.10, лекция Е.И. Ярославцевой 

"Родительские компетенции развития ребенка: тренинги отчужденных способностей"

Видеозапись. Часть1.

Видеозапись. Часть 2.

Золотая осень и «Университетские субботы». Тема 6 - «Родительские компетенции развития ребенка: тренинги отчужденных способностей»

11 октября 2014 г. прошла очередная шестая «Университетская суббота» МИНОТ РГГУ, организованная зав. учебно-научной лаборатории развивающих технологий к.ф.н., доц. Ярославцевой Е.И. В центре технологической поддержки образования (ЦТПО), развитие которого поддерживается Департаментом образования г.Москвы, Российским государственным гуманитарным университетом, интегрируется в рамках научно-исследовательского проекта «Интерактив плюс», раскрываются возможности современных цифровых производственных процессов в сфере гуманитарного образованиякак как в школе, так и в вузе.

На встречу по теме «Родительские компетенции развития ребенка: тренинги отчужденных способностей» собрались специалисты, родители и студенты, которые стали участниками высококвалифицированного обсуждения и анализа проведенного тренинга.

По программе вниманию участников были предложены два выступления: 1. Презентация зав. лаб. учебно-научной лаборатории развивающих технологий к.ф.н., доц. Ярославцевой Е.И. «Слепое тестирование – тренинг индивидуальных потенций», в рамках которой был проведен игровой тест по опыту слепого тактильного восприятия. В нем участвовала Дарья Вторыгина, студентка 3 курса ФДО МГППУ, которая успешно справилась с тактильным определением геометрических фигур, вырезанных лазером; 2. Выступление художника-графика, изобретателя логических игр Тихонова Е.А. с лекцией «Игры для ума и здоровья», в которой была представлена технология выработки с помощью цветного «домино» (деревянных плиток) логических навыков у ребенка уже в раннем возрасте. В ЦТПО с помощью лазера по этой логике были созданы рифленые плитки, которые так же предложены аудитории для выполнения игрового тестового задания «видеть руками», более высокой сложности, что вызвало большой интерес. Повторила успех Дарья Вторыгина, кроме того, выполнил, комментируя по ходу действия, задачу психолог Иван Дрозд, который дал высокую оценку и выявил релаксационные возможности такого игрового упражнения.

В процессе докладов поднимались вопросы, вылившиеся после завершения выступления в интересную дискуссию, в которой участвовали все сотрудники лаборатории, а так же руководитель психологического Центра Мищенко Т.П., пришедшие родители.


Университетские субботы
04.10
Лекция академика Российской инженерной академии, заведующего Международной лаборатории мехатроники и сенсорики МИНОТ РГГУ В.Е. Пряничникова
"Европейский тренд высоких технологий - интеллектуальная роботроника"

Видеозапись. Часть 1.

Видеозапись. Часть 2.

В субботу 4 октября 2014 г. в Центре технологической поддержки образования МИНОТ РГГУ состоялась очередная лекция из серии «Университетские субботы» на тему «Европейский тренд высоких технологий - интеллектуальная роботроника». Ведущий - академик российской инженерной академии, д.т.н., проф., зав. Международной лаборатории мехатроники и сенсорики МИНОТ РГГУ Пряничников В.Е.

pr1.jpg

Лекция и робототехнический практикум были посвящены знакомству с новыми принципами управления мобильными учебными робототехническими устройствами. Слушатели узнали, что такое интеллектуальная роботроника, как программировать и управлять сложными робототехническими системами, не только находясь в лаборатории, но и из школы или дома. Были отражены наиболее актуальные проблемы и тенденции Интеллектуальной роботроники, включая инженерные аспекты интеллектуализации, автоматизации в машиностроении и робототехнике.

pr2.jpg  pr3.jpg

Профессор Пряничников рассказал о создаваемой в ЦТПО МИНОТ научно-образовательной среде, включающей учебно-методические и технические аспекты, которая позволяет эффективно обучать школьников и студентов в области информатики, мехатроники и сенсорики. Особенности этой среды состоят в том, что:

  • реальные мобильные роботы психологически легко проецируются на человека - каждый студент ощущает себя экспертом в этой отрасли;
  • всеобщая компьютеризация, в том числе в гуманитарной области, ставит задачу углубленного обучения методам построения интеллектуальных программ, которые и составляют одну из базовых проблем робототехники;
  • комплексные задачи в мехатронике принципиально предполагают креативное мышление без отторжения или дистанцирования от аппаратных систем, от наиболее актуальных задач современного производства.
Задача создания инновационной технологии обучения состоит в том, чтобы сформировать условия для становления обучаемых в роли «инженеров по знаниям», способных к формализации задач, постановке алгоритмов их решений, нацеленных на простую реализацию. Это реализуется через широкое использование мобильных роботов. Необходима также новая модель учебного процесса на основе перехода к выдаче заданий студентам в форме учебных научно-исследовательских работ. Техническая поддержка этой образовательной модели реализована через так называемую виртуальную лабораторию. Предложенная структура территориально-распределённой учебно-научной виртуальной лаборатории с децентрализованным управлением показала свою эффективность и реализована в части создания постоянно действующиего канала для взаимодействия роботов различного типа «АМУР», «Роботино», который функционирует между МГТУ «СТАНКИН» (г. Москва), ИПМ им.Келдыша РАН (г. Москва) и ЦТПО Международного института новых образовательных технологий РГГУ (МИНОТ). Периодически (из-за разных временных поясов) включается аналогичный канал между ЦТПО РГГУ и ДВФУ (г. Владивосток), создаётся также канал и с Задарским университетом (Хорватия), а также отрабатываются в режиме пробной эксплуатации все элементы полномасштабной научно-учебной виртуальной лаборатории, в т.ч. для смежных применений. Для реализации образовательных возможностей подготовлены учебно-методические комплексы, используемые в работе нескольких университетов.

Университетские субботы

27.09

"Интеллектуальная робототехника: зрение человека и системы технического зрения в робототехнике"

Видеозапись. Часть1.

Видеозапись. Часть 2.

Видеозапись. Часть 3.

27 сентября 2014 г. в Центре технологической поддержки РГГУ состоялось очередное мероприятие из цикла «Университетские субботы». Тема – Интеллектуальная роботроника: зрение человека и системы технического зрения в робототехнике. Ведущий – Андреев Виктор Павлович, д.т.н., ведущий специалист МИНОТ РГГУ, профессор МГТУ «СТАНКИН».

5.jpg

В рамках исторического экскурса были освещены следующие материалы:

  1. Леонардо да Винчи и роботы. Показаны короткие фильмы о действующих механических устройствах, воссозданных по рисункам Леонардо ла Винчи.
  2. Становление робототехники в 20 веке (1969 – 1980гг.) – США, Япония, СССР. Показан первый в СССР анимационный фильм, созданный с помощью ЭВМ по материалам научных исследований в области систем технического зрения (СТЗ), проводимых в то время (1971 – 1975гг.) в Институте проблем передачи информации Академии наук.

Были показаны короткие фильмы, отражающие современное состояние научных исследований в области робототехники на примере разработок Boston Dynamics, США.

6.jpg

Приведены примеры современных разработок в области СТЗ, выполняемых в Международной лаборатории «Сенсорика» сотрудниками МИНОТ РГГУ, ИПМ им.Келдыша РАН, МГТУ «СТАНКИН» в интересах МЧС и в области учебной робототехники. Особенное внимание было уделено разработке «Виртуальной учебно-научной лаборатории», которая позволит изучать методы программирования и управления, подключаясь через Интернет к реальным мехатронным устройствам различных производителей.

7.jpg

Силами студентов МГТУ «СТАНКИН» был проведён «парад» из 3-х учебных роботов – Роботино (2 робота), немецкой компании Festo и АМУР (Автономный Мобильный Учебный Робот) производства МЛ «Сенсорика». Было показано дистанционное управление через Интернет этими роботами в рамках Виртуальной лаборатории. Была показана работа промышленного манипулятора фирмы KUKA на примере его автоматической работы по программе в процессе рассказа об инженерных достижениях Леонардо да Винчи.

8.jpg

В заключении ведущий рассказал об основных свойствах зрения человека и привёл пример использования этих свойств в системах технического зрения.

Университетские субботы
22.09
Лекция Бранко Каталинича 
"Тотальные катастрофы и проблемы научной и инженерной этики"

22 сентября в МИНОТ РГГУ прошла очередная встреча с известными специалистами и ученами в области новейших технологий. Лекцией о проблемах инженерного образования в европейских странах выступил Бранко Каталинич - президент DAAAM International, профессор венского технического университета (Австрия).

кат1.jpg

Особое внимание Б. Каталинич уделил вопросам научной и инженерной этики. Многие инженерные профессиональные сообщества составляли кодексы этики. Некоторые восходят к ранним десятилетиям двадцатого века. Они включены в большей или меньшей степени в регламентирующие законы в нескольких юрисдикциях. Хотя положения этих общих принципов даны как указания, инженеры по-прежнему руководствуются здравым смыслом, чтобы интерпретировать как кодекс будет применяться к конкретной ситуации. Было отмечено, что общие принципы кодексов этики во многом похожи в различных инженерных сообществах и утверждаются по всему миру с дальнейшим расширением кодекса конкретными указаниями.

кат2.jpg  

В основе лежат такие принципы как: нженеры должны ставить на первое место безопасность, здоровье и благополучие граждан и должны стремиться соблюдать принципы устойчивого развития при выполнении их профессиональных обязанностей; должны оказывать услуги только в сфере своей компетенции; делать публичные заявления только в объективной и правдивой манере; должны действовать в профессиональных вопросах для каждого работодателя или клиента как надежные агенты или доверенные лица, и должны избегать конфликтов интересов; инженеры должны действовать таким образом, чтобы поддерживать и повышать честь, честность и достоинство профессии инженера и должны действовать с нетолерантностью ко взяточничеству, мошенничеству и коррупции.


Университетские субботы

20.09.

Лекция Жана Лебо

"Слышащее тело"

20 сентября в Центре технологической поддержки образования Международного института новых образовательных технологий прошла уже вторая «Университетская суббота», насыщенная интересным новым научным материалом и знакомством с современными технологиями. Это направление в обучении молодежи поддерживается Департаментом образования г. Москвы, Российским государственным гуманитарным университетом, интегрируется в рамках Исследовательского проекта «Интерактив плюс».

2.jpg  1.jpg

Модератор встречи – зав учебно-научной лаборатории развивающих технологий МИНОТ РГГУ Е.И.Ярославцева познакомила собравшихся с темой встречи «Слышащее тело», Программой работы и представила гостя – доктора Жанно Лебо – основателя и директора Европейского Центра психиатрии и психотерапии. Он выступил с докладом «Воздушное и костное аудиовосприятие. Образовательные и терапевтические возможности методики РУСТОМАТИС», подробно изложив в академическом докладе основы этого сложного физиологического процесса. Ж.Лебо познакомил также с возможностями изучения индивидуальных особенностей систем восприятия, их влияния на психологическое состояние человека, коррекцию слуха с помощью аудио тренажёров (фитнес уха) методики «РУСТОМАТИС», что ведет к улучшению изучения иностранного языка, успешности обучения ребенка и по другим предметам за счет повышения возможности слушания. И молодежь, и педагоги имели возможность на собственном опыте услышать костное звучание, познакомиться с приборами, демонстрирующими костную аудио проводимость. Это вызвало большой интерес и много вопросов слушателей.

4.jpg

Тема лекции «Слышащее тело» стала основой дискуссии, в которой активно участвовали психолог Качалкин А.Н., педагог-программист Куликова Т.Н., специалисты лаборатории Мазурина О.Б., Кауров Б.А. Активно помогал решать задачи «цифрового» характера психолог Иван Дрозд.

В завершение встречи, в качестве закрепления материала, аудитория познакомилась с презентацией «Слышащее тело: коммуникация с внешним миром» к.ф.н. Ярославцевой Е.И., которая сфокусировала внимание на общих культурно-гуманитарных и языковых проблемах общения, коммуникации с людьми, имеющих особое восприятие мира. Это ставит молодежь перед необходимостью изучения данной темы, углубления своего опыта, расширения аудио практики, а так же – правильного использования современных цифровых технологий.

3.jpg

Видеозапись мероприятия - часть 1 >

Видеозапись мероприятия - часть 2 >

                                                                                                                   

"Университетские субботы"

13.09.

"... Читать на иностранном может и должен каждый..."

Видеозапись мероприятия - часть 1 >

Видеозапись мероприятия - часть 2 >

Видеозапись мероприятия - часть 3 >

В субботу 13 сентября 2014 г. в Центре технологической поддержки образования Международного института новых образовательных технологий состоялась первое в этом году в РГГУ мероприятие в рамках просветительско-образовательного проекта Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы». Первый мастер-класс и лекция были посвящены возможностям современных методик и технологий при обучении чтению текстов на иностранных языках.

Пришедших школьников, родителей и учителей приветствовал директор МИНОТ РГГУ и Центра технологической поддержки образования С.В. Кувшинов, который рассказал о целях проведения «Университетских суббот» в ведущих вузах Москвы. Новый образовательный проект предлагает школьникам и подросткам попробовать свои силы в творчестве на самом современном технологическом уровне. Это - Дни интеллектуального сотрудничества поколений, которые, объединяя опыт и динамизм, могут показать человеческие возможности цифровой техники, гуманитарный потенциал сетевых коммуникаций.

Доцент кафедры английского языка, вед. специалист лаборатории развивающих технологий МИНОТ РГГУ О.Б. Мазурина представила методику, основанную на алгоритме чтения специального текста на иностранном языке. Эта методика интенсификации учебной деятельности по модели «текст - чтение - субъект» для чтения текстов на родном и иностранных языках строится на лингвопсихофизиологической концепции развития познавательной активности обучающихся, созданной в Лаборатории развивающих технологий МИНОТ РГГУ под руководством Л.П. Бельковец.

                                        ус1.jpg  ус2.jpg

Директор Международного учебно-научного центра перспективных медиа-технологий МИНОТ К.В. Харин рассказал о разработанной совместно со специалистами Рурского университета и Института иностранных языков Федеральной земли Северный Рейн - Вестфалия (г. Бохум, ФРГ) интерактивной обучающей среде LesenHQ. LesenHQ - это размещенная в Интернете интерактивная учебная и обучающая платформа, способствующая выработке компетенций чтения текстов на продвинутом уровне изучения иностранного языка. Она основывается на последовательной индивидуализации процесса обучения и дифференциации его форм - от смешанного обучения (blended learning) до автономной, самостоятельной учебы.

ус3.jpg  ус4.jpg

Также К.В. Харин провел небольшую экскурсию по лабораториям Центра технологической поддержки образования, в ходе которой рассказал о возможностях использования современных технологий цифрового производства для трехмерного моделирования и прототипирования объектов материальной культуры и культурного наследия, разработке интеллектуальных робототехнических устройств различного назначения и методах историко-научно-технической реконструкции инженерно-технических шедевров прошлого.

Генеральный директор компании ATBE А.С. Ильинский сообщил о недавно представленной в России онлайн системе изучения иностранных языков Rosetta Stone, призванной с помощью уникальных технологий преодолеть языковой барьер при освоении более 30 языков.

Мероприятие посетили около 50 старшеклассников, их родителей и преподавателей. В рамках «Университетских суббот» ЦТПО МИНОТ РГГУ открывает свои двери для всех творческих и социально-подвижных людей и приглашиет на встречи с отечественными и зарубежными учеными, которые подскажут, какие задачи сегодня можно легко решить с помощью цифровых технологий, поддержат идеи, разбудят фантазию и желание учиться.

Во вводном слове директор МИНОТ РГГУ Сергей Викторович Кувшинов кратко познакомил аудиторию с предстоящими на площадке ЦТПО МИНОТ РГГУ интересными встречами и мероприятиями, целями работы коллектива института, его лабораторий, а так же открывающимися новыми виртуальными площадками общения.


 "Университетские субботы"

20.09, лекция Г.И. Зверевой

«Формы личной самоидентификации в социальных медиа»

В субботу 20.09 в рамках проекта «Университетские субботы» состоялась вторая лекция доктора исторических наук, профессора, руководителя Отделения социокультурных исследований РГГУ Галины Ивановны Зверевой «Формы личной самоидентификации в социальных медиа».

зверева 1.jpg

 Речь шла о таких актуальных проблемах, как самоидентификация и саморепрезентация в пространстве Сети, конструирование виртуального образа и трансляция ценностей посредством статусов и фотографий на личной странице (зачастую неосознанная), специфический феномен «дружбы» в социальных сетях. Отдельно и подробно Г.И. Зверева остановилась на сопоставлении двух пространств для общения в Интернете: популярной социальной сети Facebook и комментариев к роликам на не менее известном портале YouTube. Пространство YouTube было представлено как наиболее открытое (в отличие от более закрытых, более приватных социальных сетей), как место встречи пользователей с разными позициями – их вступление в конфликты неизбежно. Болевые точки этого общения, этой, как выразилась Г.И. Зверева, «разомкнутой коммуникации», были продемонстрированы с помощью инструментов дискурс-анализа. 

зверева 2.jpg

Завершилась лекция живой дискуссией всех участников на, казалось бы, легкомысленную, но на деле имеющую социокультурное значение (и требующей серьезного культурологического анализа) тему любви пользователей социальных сетей к размещению так называемых «мемов» и трогательных фотографий животных в статусах. 

«Университетские субботы»

13.09, лекция Г.И. Зверевой

«Читать, писать, слушать и говорить…»

Проект «Университетские субботы»

13 сентября состоялась первая лекция доктора исторических наук, профессора, руководителя Отделения социокультурных исследований РГГУ Галины Ивановны Зверевой «Читать, писать, слушать и говорить…» в рамках проекта «Университетские субботы». Г.И. Зверева предложила аудитории, которую составили как школьники и студенты, так и взрослые, профессионалы в разных областях, порой далеких от гуманитарного знания, по-новому посмотреть на привычные всем процессы чтения и письма. Что происходит, когда мы читаем? Существует ли единственно верное прочтение – или же в каждой встрече текста и реципиента рождаются уникальные смыслы, ценные своей неповторимостью? Всегда ли «читать» значит «растолковывать», «раскладывать по полочкам»? Как рождается интерпретация? Как чтение и письмо связаны с понятием ответственности? Как текст, литературный, музыкальный или живописный, «направляет» своего читателя? Об этом Г.И. Зверева рассказывала, привлекая примеры из разных областей (литературы, театра, современного искусства, классической живописи, музыки). И каждый из кейсов становился поводом для обсуждения, диалога с аудиторией.университетские субботы-зверева4.jpg

университетские субботы-зверева2.jpg  университетские субботы-зверева3.jpg




Версия для печати