- РГГУ.РУ

Уважаемые коллеги!
 
Приглашаем Вас принять участие в XII Международных чтениях памяти Выготского Л.С. «Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры», которые состоятся  14–17 ноября 2011 г. на базе Института психологии им Выготского Л.С. Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва.  

Идея опосредствования в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского занимает исключительно важное место. С ней соотносятся психологические механизмы превращения элементарной, натуральной психики в высшую, культурную. Рассматривая идею опосредствования психологических функций и процессов, Л.С. Выготский цитирует Р. Бэкона, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса, которые связывают эту способность с определением сущности человека.
В качестве универсального психологического средства Л.С. Выготский называет знак, а из всех знаков особую роль и значение он отводит слову. При постановке этой проблемы он разводит знак и орудия труда. Орудия направлены на преобразование и подчинение внешнего мира власти человека, а знак как психологическое средство нацелен на овладение поведением и психикой самого человека. Однако противопоставление орудия и знака, вполне оправданное на этапе постановки проблемы, нуждается в более углубленном анализе на следующих шагах исследования. Так, по выражению А.Н. Леонтьева «топор тоже обобщает». А ведь обобщение это существенное свойство психологических средств. В этом плане орудия труда могут трактоваться как психологические средства, но критерии выделения психологических средств, при этом остается неясным и требующим изучения.
Л.С. Выготский отмечает, что не всякое слово детской речи обобщает, а значит, не всякое слово является психологическим средством. Многие слова, употребляемые маленькими детьми, являются для них неотъемлемыми свойствами тех предметов, которые они обозначают. В этом контексте возникает вопрос – а когда и в силу каких условий и закономерностей слово становится средством и приобретает лексическое значение?
Вопрос о слове как средстве осложняется тем, что внутренняя, психологическая сторона слова это не только значение, но и его смысл. Постановкой проблемы соотношения смысла и значения мы также обязаны Л.С. Выготскому. В его концепции значение это устоявшаяся и общепринятая часть многомерного личностного смысла. Радикальное решение проблемы смысла и значения предлагает А.Н. Леонтьев. В его теории значения заданы объективно как фиксированные в культуре образования, тогда как смысл это всегда смысл действия, определяемый отношением цели действия к мотиву осуществляемой в нем деятельности. С этих позиций у значения и смысла разная природа и происхождение. Какая точка зрения на проблему смысла и значения более верна – это вопрос, ждущий своих исследований.
Проблема опосредствования связана с фундаментальными вопросами наук о человеке. Только человеку свойственна способность изготовления и употребления орудий, как отмечал К. Маркс. Только человек живет в мире общего, а обобщение это важнейшая функция психологических средств. Данная проблема, поставленная в психологии во весь рост Л.С. Выготским, содержит в себе значимые для этой науки вопросы, например такие как орудие и знак, смысл и значение, обобщение и общее, сознание и бессознательное, интериоризация или, как писал Л.С. Выготский, «вращивание» средств и многие другие. Все это проблемное поле нуждается в специальном изучении, анализе и всестороннем обсуждении.

Рабочие языки конференции:  русский, английский.

Скачать программу конференции 2011 года можно здесь 
   
Если у Вас есть вопросы, их можно задать по телефону
8-926-351-07-55 (с 10.00 до 18.00 по МСК) Олег Кравцов
или по почте vygconf@gmail.com

Чтения проводятся при участии ООО «Левъ»
www.levb.org




Версия для печати
Исторические факты
Социальный опрос для студентов