- РГГУ.РУ

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в XVI Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». Чтения будут проводиться на базе Института психологии им Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, с 16 по 20 ноября 2015 года город Москва.

Проблема обучения и развития является одной из центральных для культурно-исторической психологии, предложенной Л.С. Выготским. Высказанная им идея о том, что обучение ведет за собой развитие, привело к созданию программ развивающего обучения, как в нашей стране, так и зарубежом. Однако даже широкое распространение идей Л.С. Выготского относительно соотношения обучения и развития оставляет нерешенными целый ряд методологический и практический проблем.
Так, само по себе понятие психологического развития является ключевым для культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Вместе с тем, до сих пор остаются весьма дискуссионными вопросы и проблемы, касающиеся критериев развития, соотношения возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития, самого, выдвинутого Л.С. Выготским понятия психологического возраста.  
Многие нерешенные проблемы, касающиеся обучения и развития, можно увидеть при анализе одного из наиболее популярных понятий культурно-исторической психологии – понятия зоны ближайшего развития  Так, Л.С. Выготский рассматривает это понятие как индивидуальный показатель развития ребенка, в то время, как в большинстве программ развивающее обучение ориентировано на коллективную, можно даже сказать возрастную зону ближайшего развития. Не менее запутанным оказываются критерии самой зоны ближайшего развития. Так практики хорошо знают, что нередко у ребенка зона ближайшего развития в одной области гораздо существеннее развита, чем в другой области. Наконец, совсем нерешенным является проблема зоны ближайшего развития взрослых: есть ли у нее какие-  то специфические черты по сравнению с зоной ближайшего развития детей, какие условия необходимы для реализации зоны ближайшего развития и т.п.
При анализе проблемы соотношения обучения и развития особую значимость приобретают вопросы, касающиеся разных форм коррекционной, реабилитационной и терапевтической работы.   
Все вышеперечисленные и многие другие вопросы планируется обсудить на предстоящих XVI Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика».

1 Будут организованы следующие секции
1.1) Методологические и теоретические проблемы соотношения обучения и развития. (Методология, общая психология)
1.2) Обучение и развитие в контексте диалектической психологии (Методология, общая психология, философия вопроса)
1.3) «Зона ближайшего развития»: теория и практика (психология развития, возрастная психология)
1.4) Соотношение понятий «обучаемости» и зоны ближайшего развития (психология способностей и одаренности, психология обучения)
1.5) Обучения и развитие как философские категории (Философия, культурологи, методология)
1.6) Особенности построения коррекции, реабилитации, психотерапии, ориентированных на зону ближайшего развития (клиническая психология, психотерапия)
1.7) Обучение и развитие в контексте психологии личности (Психология личности, общая психология)
1.8) Программы развивающего и корректирующего обучения (детская психология, дефектология, специальная психология)
1.9) Обучение и развитие в контексте работы исправительных учреждений (юридическая психология, пенитенциарная психология)
1.10) Проблемы диагностики обучения и развития (психометрия, психодиагностика, новые методы)
1.11) Проблемы творчества в контексте обучения (Психология искусства, психология творчества)
1.12) Профессиональная деятельность педагогов в контексте проблемы обучения и развития (педагогическая психология, психология образования)
1.13) Обучение и развитие на ранних этапах онтогенеза (Психология семьи, детская психология)
1.14) Социальный аспект обучения и развития (Социальная психология, психология коммуникации)
1.15) Обучение и развитие в профессиональной деятельности (профессиональное сознание, профессиональное самоопределение, система профессиональной подготовки)
1.16) Обучение и развитие в контексте психологии эмоций (Психология эмоций, общая психология)
 
2 Планируется проведении круглых столов по проблемам
2.1) Развивающее обучение: что оно развивает?
2.2) Сколько у человека зон ближайшего развития?
2.3) Как развить «зону ближайшего развития?»
2.4) Как помочь детям и взрослым, не успешным в обучении?

3 Буду обсуждаться следующие ключевые вопросы:
3.1 Критерии обучения и обученности
3.2 Возрастные и индивидуальные показатели развития
3.3 Понятие психологического возраста в контексте проблемы обучения и развития
3.4 Зона ближайшего развития детей и зона ближайшего развития взрослых: общее и особенное

Скачать программу конференции 2015 года можно здесь 

Помимо традиционных форматов: секций, круглых столов, лекций и т.д. на предстоящих чтениях буду организованы:
- Стендовые презентации
- Молодежные секции
- Дискуссионные площадки

Помимо этого в рамках чтений планируется проведение различных мастер-классов
Условия участия и адреса оргкомитета прежние. Подробнее с ними можно ознакомится на сайте Института психологии и на сайте www.levb.org
 
Если вы планируйте принять участие в конференции, выступить с докладом, опубликовать тезисы или хотите получить соответствующее уведомление на ваш почтовый адрес, мы ждем писем на электронную почту vygconf@gmail.com



Версия для печати
Исторические факты
Социальный опрос для студентов