- РГГУ.РУ

Институт психологии им. Выготского Л.С.
Международное общество Выготского Л.С.
Фонд Выготского Л.С.
Секция по культурно-исторической психологии Российского Психологического Общества (РПО)

Уважаемые коллеги!

2016 год официально объявлен годом выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. В 2016 году исполняется 120-лет со дня рождения ученого. Приглашаем вас принять участие в юбилейных XVII Международных чтениях памяти Л.С. Выготского «Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик». Чтения будут проводиться с 14 по 19 ноября 2016 года, Москва.

Несмотря на то, что работам Л.С.Выготского уже около века, они не утратили своей актуальности. Культурно-историческая концепция привлекает все большее внимание ученых-психологов по всему миру. Без сомнений можно говорить о существовании не только этого подхода, но и целой научной школы в психологии. Сегодня идеи Л.С. Выготского живут и развиваются в работах уже второго и третьего поколения его учеников и последователей. Культурно-исторический подход не только не утратил своей жизненной силы, но все время подпитывается свежими идеями и находками, находит свое выражение в новых практиках, направлениях и областях в современной психологии.
Важным свойством любой теории является возможность ее применения и развития. Так многие замечательные психологические теории канули в лету, так и не найдя своего продолжения и применения. Культурно-исторический подход оказался крайне плодотворным в плане развития. И сейчас, спустя 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского, осталось много острых вопросов нуждающихся в обсуждении.
Д.Б. Эльконин назвал культурно-исторический подход Л.С. Выготского «неклассическим». Прежде всего ученый имел в виду принципиально иную методологию научного исследования, которую предложил Л.С. Выготский. Можно сказать что традиционная естественно научная парадигма изучения человека завела психологию в тупик. Культурно-историческая теория строится совсем на других методологических принципах, необходимых для исследования психической реальности. Но как удержать высокую методологическую планку, которую задал Л.В. Выготский? Как расширить и распространить метод Выготского на актуальные психологические проблемы современной жизни человека и общества?
Одной из важнейших работ в наследии Л.С. Выготского является «Психология искусства». Уже в этой ранней своей работе ученый показывает иной путь к изучению психики человека, отличный от биологизаторства, низводящего человека до представителя животного мира, от социологизаторства, катастрофически сужающего понимание сущность человека и от других ошибочных решений, типа теории конвергенции двух факторов. Подлинно гуманистический подход к изучению человека в работах Л.С. Выготского  нашел свое воплощение в сформулированных им идеях и принципах, таких как принцип историзма, принцип единства аффекта интеллекта идея системного и смыслового строения сознания, идея опосредствования, учение о высших психических функциях. Крайне актуальным остаются и проблемы, поставленные Л.С. Выготским, например взаимосвязи обучения и развития, общения и обобщения, смысла и значения, сознания и бессознательного, натурального и культурного в психике человека и многие другие.
В методологическом исследовании «Исторический смысл психологического кризиса» Л.С.Выготский анализирует кризис в психологической науки с точки зрения и под прицелом построения новой целостной психологии. Прошло уже более 100 лет с начала периода открытонго кризиса в психологии, но нельзя сказать что этот кризис преодолен. Насколько сейчас актуален анализ Л.С.Выготского применительно к современному состоянию психологии? Как должна выглядеть психология будущего?
Отдельной проблемой, заслуживающей особого внимания, является понимание текстов Л.С. Выготского. Эти тексты непосредственно связаны с особенностями культуры того времени, когда они создавались. Л.С. Выготского очень трудно, а может быть и невозможно понять, не ориентируясь в той культурной и научной среде, которая его окружала. Как показано некоторыми исследователями, многие понятия, используемые Л.С. Выготским, имели иной смысл, по сравнению с их современным содержанием.
Большие трудности возникают при переводе работ Л.С. Выготского на другие языки мира. Особенности того или иного языка не всегда позволяют в полной мере передавать смысл, который Л.С. Выготский вкладывал в свои понятия. Это привело к тому, что многие иностранные ученые, особенно владеющие русским языком, стали в своих текстах использовать термины Л.С. Выготского без перевода, например, «общение», «обучение», «Пра-мы» и т.п. Понимание и уяснение наследия Л.С. Выготского мировым научным сообществом требует тесного сотрудничества ученых разных стран.

В рамках конференции планируется проведение следующих секций:
1) Кризис современной психологии: исторический смысл (методология, общая психология, философия)
2) Социальное взаимодействие в контексте культурно-исторической психологии (cоциальная психология, юридическая психология)
3) Общение как основа психического и личностного развития (психология развития, возрастная психология, психология общения);
4) Развитие высших психических функций как проблема клинической психологии (клиническая психология, психотерапия, нейропсихология);
5) Понятие социальной ситуации развития в рамках социальной психологии (Социальная психология, психология коммуникации);
6) Личность как центральное понятие культурно-исторической теории (психология личности, психология индивидуальности, общая психология);
7) Герменевтика идентичности в социальных практиках (философия, клиническая психология, психосемантика)
8) Психологические средства реализации творческого потенциала в искусстве (психология творчества, психология искусства, психология);
9) Значение как единица исследования, анализ соотношения смысла и значения (психолингвистика, психосемиотика, психосемантика);
10) Применение идей Л.С. Выготского в педагогических и воспитательных практиках (педагогическая психология, теория обучения и воспитания, психология образования);
11) Исследование девиантного поведения в рамках культурно-исторической психологии (юридическая психология, девиантология, криминальная психология);
12) Культурно-исторический подход в дефектологии и инклюзивном образовании (специальная психология, дефектология, психология инклюзивного образования);
13) Психологические требования к профессиональной деятельности психологов и педагогов с точки зрения культурно-исторического подхода (профессиональное сознание, профессиональное самоопределение, система профессиональной подготовки);
14) Проектирующий метод как основа работы культурно-исторического психолога (методология, диагностика, психометрика);
15) Культурно-историческая психология в рамках психологического консультирования (психология консультирования, психология семьи, психология жизненных кризисов);
16) Единство аффекта и интеллекта: культурно-исторический взгляд на психологию эмоций (Психология эмоций, общая психология)

Помимо традиционных форматов: секций, круглых столов, лекций и т.д. на предстоящих Чтениях буду организованы:

- Стендовые презентации
- Молодежные секции
- Дискуссионные площадки

В рамках Чтений планируется проведение различных мастер-классов, проблемных дискуссий и вечерних лекций. Вы можете принять участие в любом из указанных мероприятий, а также можно заявить свое.
 
Если Вы планируйте принять участие в конференции, выступить с докладом, опубликовать тезисы или хотите получить соответствующее уведомление на Ваш почтовый адрес, мы ждем писем на электронную почту vygconf@gmail.com
Чтения проводятся при участии ООО «Левъ»
www.levb.org



Версия для печати
Исторические факты
Социальный опрос для студентов