Русский язык как иностранный: продвинутый этап - РГГУ.РУ
Русский язык как иностранный: продвинутый этап

(с I до II-III Сертификационного уровня владения РКИ)

Цель курса – совершенствование практического владения русским языком до уровня режима свободного идиоматического пользования им, восприятие и порождение стилистически дифференцированной речи.

Программа включает аспекты: фонетика, грамматика, разговорная практика. Объем и содержание курса могут варьироваться в зависимости от конкретного уровня языковой компетенции и профессиональных интересов учащихся.

ФОНЕТИКА

Задачи: Формирование представления о причинах и путях преодоления иностранного акцента, расширение знаний о фонетической основе, орфоэпических нормах и фоностилистических возможностях русского языка.

Содержание: КУЛЬТУРА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

  1. Анализ отклонений в русской речи учащихся с привлечением данных сопоставления фонетических систем их родного и русского языков.
  2. Работа над слитностью и беглостью произношения.
  3. Ритмическая структура русского слова, фразы и текста.
  4. Связь смысловой и интонационной структуры речи.
  5. Фоностилистические средства русского языка.
  6. Основные черты фоностилей – научного, информационно-публицистического, разговорного, художественного.
  7. Практика выразительного и художественного чтения русской поэзии и прозы.

ГРАММАТИКА

Задачи: Повышение языковой компетенции в области грамматики и

стилистики, а также порождения письменного текста

Содержание: СФЕРА АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА. СТИЛИСТИКА

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

  1. Синтаксис простого и сложного предложения. Грамматические средства для выражения пространства, времени, условия, причины. Синонимия синтаксических конструкций.
  2. Употребление причастий и причастных оборотов, деепричастий и деепричастных оборотов; видов глагола; некоторых местоимений и союзов.
  3. Взаимодействие грамматики и лексики.
  4. Синтаксис и стилистика научного текста.
  5. Функционально-стилевая дифференциация русского языка: разговорная речь, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы, научный стиль.

РАЗГОВОРНАЯ ПРАКТИКА

Задачи: Достижение понимания звучащего и письменного текста во всей глубине смысловых оттенков и подтекстовых значений, выработка навыков структурирования, компрессии и развертывания текста, реферирование и аннотирование текстов разного жанра и стиля.

Содержание: РУССКИЙ ЯЗЫК В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ И/ИЛИ ПРЕДМЕТА

Лексические темы с набором страноведческих подтем, конкретизирующих и раскрывающих обсуждаемую тему.

Предлагаемые темы: 

  • Человек и его личная жизнь;
  • Человек и общество;
  • Человек и политика;
  • Проблемы молодежи;
  • Наука и искусство;
  • Духовная жизнь человечества;
  • Путешествия по России;
  • События культурной жизни Москвы.

Лингвострановедческий материал: Помимо разнообразных по характеру учебных текстов (информационно-справочных, публицистических, художественных) в курсе используются фономатериалы, кино- и видеофильмы, практикуется посещение театров и музеев.

В Программе продвинутого уровня базовые аспекты РКИ рекомендуется сочетать со специальными курсами, такими например, как: «Русская литература», «Язык искусства», «Россия и мир» и т.п.

Программа Продвинутого уровня при условии обучения с I Сертификационного уровня рассчитана на 1100 учебных часов (два семестра). Для достижения II Сертификационного уровня требуется 720 учебных часов (380 для общего владения и 340 с учетом профессиональной ориентации). Для достижения III Сертификационного уровня со II уровня требуется не менее 280 учебных часов (включая 160 часов по языку специальности).

Успешное окончание курса Продвинутого уровня позволяет достичь высокого уровня компетенции, позволяющего учащемуся свободно удовлетворять потребности в широком круге ситуаций культурной, учебно-научной и профессиональной сфер общения.




Версия для печати