Русский язык как иностранный: начальный этап - РГГУ.РУ
Русский язык как иностранный: начальный этап

(с «нуля» до Базового уровня владения РКИ)

Цель курса – формирование основ русского произношения и русской диалогической речи в обиходных ситуациях повседневной жизни, адаптация к русской языковой среде.

Программа включает следующие аспекты: фонетика, грамматика, разговорная практика. Объем и содержание курса могут варьироваться в зависимости от конкретного уровня языковой компетенции и профессиональных интересов учащихся.

ФОНЕТИКА

Задачи: Правильная настройка речевого аппарата, усвоение системы артикуляционных укладов, обучение интонированию в соответствии с коммуникативной целью (вопрос, сообщение, оценка).

Содержание: ОСНОВЫ РУССКОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

  1. Особенности русской артикуляционной базы и фонологической системы: специфика артикуляции согласных и зон образования гласных, основные противопоставления звуков (глухость / звонкость, твердость / мягкость и др.).
  2. Специфика строения русского слова: количественная и качественная редукция гласных, характер и место русского ударения.
  3. Система русской интонации и интонационно-смысловая структура русского диалога.

ГРАММАТИКА

Задачи: Автоматизация грамматических навыков в наиболее частотных ситуациях повседневного общения.

Содержание: ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ

КОММУНИКАЦИИ

  1. Категория рода имени существительного при выражении субъекта действия.
  2. Предложно-падежная система имен существительных для выражения различных значений: местонахождения, направления, времени и др.
  3. Видовременная система глагола для выражения времени, результата и процесса действия.
  4. Глаголы движения.

РАЗГОВОРНАЯ ПРАКТИКА

Задачи: Обеспечение правильной и быстрой реакции в основных учебных и жизненных ситуациях; усвоение наборов стереотипов общения с целью выражения таких коммуникативных потребностей, как сообщить, узнать, договориться, обсудить, предложить, побудить и т.д.

Содержание: КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ АДАПТАЦИЯ

Курс, организованный на базе 7-10 тем, отражающих сферы повседневно-бытового, учебного и социально- культурного общения.

Предлагаемые темы: 

  • Знакомство, рассказ о себе
  • Учеба, работа
  • Гостиница, общежитие
  • Встречи, беседы, прием гостей
  • В магазине, в кафе
  • Свободное время, кино, театр, музыка
  • Родной город, столица
  • Здоровье. Погода

Языковой материал: Опорная общеязыковая лексика (1-1,5 тыс. единиц), идиомы и фразеологизмы, типовые синтаксические конструкции и речевые образцы.

Лингвострановедческий материал: Сведения о национальных традициях, правилах неречевого поведения, речевой этикет в стандартных ситуациях, образцы адаптированных художественных текстов, цикл песен.

Программа начального уровня рассчитана приблизительно на 370-430 учебных часов.

Для достижения Элементарного уровня при условии обучения «с нуля» требуется 120-150 учебных часов. Для достижения Базового уровня при условии обучения с элементарного уровня требуется еще примерно 250-280 учебных часов.

Успешное окончание курса дает возможность удовлетворять базовые коммуникативные потребности повседневной жизни и возможность сдать экзамен для получения сертификата Базового уровня владения РКИ.




Версия для печати