recommendation - РГГУ.РУ
recommendation

В ГМИИ им. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки) открытась выставка «Пауль Клее. Ни дня без линии».

16.12.2014 – 01.03.2015

Посещение выставки рекомендовано по курсу «Русская визуальная культура». Разделы Абстракция. Конструктивизм. Артемьева Любовь Сергеевна.

Выставка посвящена художнику – абстракционисту Паулю Клее (1979 – 1940). Экспозиция приурочена к 200-летию дипломатических отношений Швейцарии и России. Как отметил посол Швейцарии в России Пьер Хельг, во время 1-й мировой войны Швейцария стала «сборным пунктом» художников – экспрессионистов. Тут работали художники объединения «Синий всадник»: Василий Кандинский, Франц Марк, членом объединения был и Клее (см. Клее П. Ни дня без линии. М., 2014. С.7). На выставке представлены живопись и графика, созданные художником в различные периоды творчества, а также уникальные гербарии и самодельные куклы для домашнего театра. Материалы предоставлены ГМИИ им. Пушкина, Центром Пауля Клее (Берн. Швейцария), Фондом Бейелера (Базель. Швейцария). Эта монографическая выставка построена по хронологии.

Раздел «Натуралистические штудии» посвящен первым художественным опытам художника. «Путь к абстракции» посвящен группе «Синий всадник», поездке в Тунис в 1914 -м и переживанию там редкого ощущения «единения с цветом». Особого внимания как этап жизни Клее заслуживает «Преподавание в Баухаузе», художественном объединении, где разрабатывались новые методы обучения искусству. В этом учебном заведении были разрушены границы искусства и ремесла, дизайн и организация художественного пространства стали основой обучения. В 1921-1922 гг. Клее читает в Баухаузе курс, посвященный формообразованию, включенный в учебную программу наряду с курсами В.Кандинского и Л. Махой-Надя. В работе «Теории о форме» Клее развивает идею формообразования как процесса, движения и жизни, близкой жизни растений (см.: Каталог, С. 20). В своих живописных работах художник исследует «движение форм», напоминающих геометрические или природные формы пейзажа.

В разделе «Поэтика пуантилизма: запечатленная реальность» представлены эксперименты над цветом и достижением его полноты в начале 1930-х. К этому времени относится серия «Ad Parnassum» (1932). В начале 1933 года Гитлер приходит к власти, и в связи с еврейским происхождением художник эмигрирует в Швейцарию. К 1940-м относятся работы Клее "Крах библейского змея", "Высший страж", "Диана", "После акта насилия", в которых художник «выразил свое отношение к происходящему».

Залы раздела «Глазами ребенка» посвящены работам художника, созданным в 1930-е, когда художник был болен тяжелым аутоиммунным заболеванием, и манера, напоминающая детские рисунки, позволяла ему работать.

Любовь Сергеевна Артемьева.




Версия для печати