российский
государственный
гуманитарный университет

I. Общая часть
Магистранты ВШЕК на протяжении обучения в соответствии с учебными планами магистерских образовательных программ обязаны проходить следующие формы практик:
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (педагогическая практика) – 2-й сем.§
Практика по получению профессиональных умений и опыта§ профессиональной деятельности (научно-исследовательская практика) – 3-й сем.
Преддипломная практика – 4-й сем.§
Кроме того, учебным планом как практика рассматривается научно-исследовательская работа магистранта. Зачет по научно-исследовательской работе выставляется в каждом семестре, всего на нее отводится 28 зачетных единиц (ЗЕ).
Во ВШЕКе научно-исследовательская работа магистранта и преддипломная практика рассматриваются как работа магистранта над собственным диссертационным проектом и аттестация осуществляется в соответствии с тем, в какой мере магистрант выдерживает график работы над диссертацией и предоставляет ее черновики и блоки готового текста (кроме этого частью НИР и отчетности по НИР является также еженедельный научно-исследовательский семинар). Однако педагогическая и научно-исследовательская практики, как правило, не связаны с собственным диссертационным проектом магистранта. Для магистрантов очной бюджетной формы обучения это какая-либо форма деятельности, предлагаемая в рамках ВШЕК (см. ниже раздел II). Магистрантам договорных форм обучения дается право предоставить справку о прохождении практики с места работы. Прохождение педагогической и научно-исследовательской практик является также обязательным условием для получения студентами ВШЕК дипломов Рурского, Инсбрукского и Миланского университета, это оговорено в т.н. согласованных модульных учебных планах программ «Русская культура» и «Россия и Европа: взаимодействие в сфере языка и культуры» соответственно.

II. «Биржа практик»
Для студентов ВШЕК наборов 2015 и 2016 года предлагаются следующие формы практики (выбор определенной формы утверждается руководителем практики и директором ВШЕК и оформляется выпиской из протокола заседания ВШЕК. Практики могут быть пройдены не только в семестр, предусмотренный учебным планом, но и, в зависимости от конкретных задач и удобства студентов, раньше или позже, чем это предусмотрено учебным планом. Необходимым условием является лишь факт прохождения студентами очной и очно-заочной бюджетных форм обучения двух практик во ВШЕК к моменту окончания ими обучения. Также не делается жесткого различия между педагогической и научно-исследовательской практикой; предполагается, что формирование компетенций, предусмотренных программой каждой практики, обеспечивается руководителем практики в индивидуальном порядке при подборе конкретных заданий для каждого студента.
Предложения для студентов ВШЕК наборов 2017 и 2018 годов:

1. Для тех, кто в весеннем семестре 1 курса не отправляется на учебную стажировку, «нормативной» формой практики является работа в приемной комиссии РГГУ по направлению подготовки «Культурология» (10 рабочих дней, 70 астрономических ≈ 95 учебных часов).
Прочие предложения (ориентировочная нормативная трудоемкость практики: 108 учебных часов ≈ 80 астрономических часов. Соответственно, для полноценного прохождения практики разные виды практики и разные предложения могут суммироваться):

2. Ведение сайта ВШЕК. Написание и размещение новостей, оптимизация структуры сайта, создание новой промостранички вместо vshek.ru (как лонгрида). Работа с сайтом тоже особенно нужна во время приемной кампании.
3. Организация и съемка рекламного видеоролика ВШЕКа.
4. SMM (реклама в соцсетях) ВШЕКа.
5. Создание и ведение (в фейсбуке) ленты по культурным и научно-гуманитарным мероприятиям, которые проходят в Москве. Посещение этих мероприятий (Медиалофт – Шанинка, Арзамас и т.д.), написание рецензий, размещение рекламы ВШЕК.

6. Помощь преподавателям в подготовке рабочих программ дисциплин для новых образовательных программ ВШЕК (преподаватель дает «Содержание курса», один вариант «Структуры» и систему контроля; все остальное пишет студент, впоследствии согласовывая написанный вариант с преподавателем). Предполагается, что при таком распределении труда трудоемкость одной рабочей программы дисциплины – примерно 20 уч. часов.
7. Помощь сотрудникам ВШЕК в ведении учебной документации (например, в оформлении ведомостей, в оформлении кредитных сертификатов программы "Русская культура" и т.д.; осуществляется под руководством С.В. Дорониной).

8. Расшифровка звукозаписей, если в этом возникает необходимость (случается достаточно редко).
9. Работа под руководством конкретного преподавателя ВШЕК в рамках его научного проекта.
10. Ассистентская помощь одному или нескольким преподавателям ВШЕК в подготовке и проведении занятий, в разработке и ведении электронных страниц учебных курсов и т.д.

11. «Опека» иностранных стажеров, приезжающих во ВШЕК (бохумские стажеры обычно приезжают в феврале, миланские и инсбрукские – в сентябре).
12. Помощь в организации и рекламе научных и рекламно-учебных проектов ВШЕК (например, «Гуманитарные среды на Чаянова, магистерская конференция в декабре, круглые столы в феврале и апреле и т.д.; в 2018 планируется рекламная кампания в фейсбуке).
13. Написание (с предварительным согласованием) для русской Википедии статей о факультете культурологии РГГУ и о преподавателях ФК.

14. У РГГУ имеются договоры о прохождении студентами практик в таких местах как КЦ ЗИЛ, Мультимедиа арт-музей, Музей современного искусства «Гараж», Культурный центр «Punctum» и т.д. В то же время необходимо отметить, что на данный (2018 г.) момент ВШЕК ФК еще не имеет успешного опыта проведения и зачета подобных практик (как кажется, потому чтонаши партнеры не были заинтересованы в реальном обучении человека, который через две недели уйдет).

15. Переводы с иностранных языков на русский и с русского языка на иностранный. Это может быть перевод как учебной документации (как правило, с русского на английский или немецкий языки), так и научных статей, в том случае, если целесообразность перевода конкретной статьи подтверждается преподавателем ВШЕК, берущим на себя обязанность научного редактора перевода.

16-17. Более исследовательские варианты:
Теория в магистерских диссертациях по культурологии в РГГУ в 2009–2017 гг. (продукт – диск с каталогом и оглавлением более и менее удачных теоретических глав из магистерских диссертаций)
Дополнительное образование в сфере «культурологии» и «искусств и гуманитарных наук»: опыт РГГУ в 2012-2018 гг. (сопровождается ведением документации (и, возможно, рекламной активности) по разрабатываемым во ВШЕК программам дополнительного образования)