Татьяна Юрьевна Дашкова - РГГУ.РУ
Татьяна Юрьевна Дашкова

Татьяна Юрьевна Дашкова
к. фил.н., доцент

Контактная информация:
Email: dashkovat@mail.ru

Образование:
Филологический факультет МГУ (преподаватель русского языка и литературы)
Институт Европейских Культур (преподаватель истории и теории культуры)
кандидат филологических наук (1996)

Должности в РГГУ:
Доцент Высшей школы европейских культур 

 
Исследовательские интересы:

  • телесность и визуальные практики в советской культуре;
  • теория и история кино;
  • литературоведческие теории второй половины ХХ века;
  • гендерные исследования, история и теория культуры.

Области специального интереса:

  • советская журнальная фотография 1920-1930-х гг.: формирование визуального канона;
  • «неканонические» и «плохие» фильмы советского кинематографа: идеологическая нечеткость, ошибки, несуразности, непристойности;
  • телесность, мода и эротика в кинематографе;
  • фантастическое кино и фильмы ужасов: «границы человечности» и «метаморфозы телесности».

Основные публикации:

Книги и монографии:

Дашкова Т.Ю. ТЕЛЕСНОСТЬ -- ИДЕОЛОГИЯ -- КИНЕМАТОГРАФ. Визуальный канон и советская повседневность, издательство НЛО, Москва 2013; серия "Кинотексты", 245 с.

Курсы лекций:

Введение в литературоведение. Методы анализа художественного текста // Программы учебных курсов. / Институт европейских культур; Отв. Ред. В.Ю.Кудрявцева. М.: РГГУ, 2008. С.339-348.

Литературные дискурсы ХХ века // Там же. С.349-357.

Статьи:

1. "Я храню твое фото..." Советская культура 1930-х годов: взгляд из 1990-х // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре.- 2001. - № 2 (16). - С. 112-116. [перейти к тексту]

2. ““Работницу” - в массы”: Политика социального моделирования в советских женских журналах 1930-х годов// Новое литературное обозрение.- 2001.- № 50.- С. 184-192.[перейти к тексту]

3. Три истории: забавные игры русского постмодернизма (Обзор книг о русском постмодернизме)// Новое литературное обозрение.- 2001. - № 51.- С.346-355. [перейти к тексту]

4. Сюрпризы репрезентации, или Хвост виляет собакой (опыт анализа неудачного фильма 1935 года)// Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре.- 2002. - № 2 (22). - С. 89-93. [перейти к тексту]

5. Идеология в лицах. Формирование визуального канона в советских женских журналах 1920-х-1930-х годов // Культура и власть в условиях коммуникативной революции ХХ века. Форум немецких и российских культурологов /Под ред. К.Аймермахера, Г.Бордюгова, И.Грабовского.- М.: "АИРО-ХХ", 2002.- С.103-128.[перейти к тексту]

6. Гендерная проблематика: подходы к описанию // Исторические исследования в России-II. Семь лет спустя / Под ред. Г.А.Бордюгова. - М.: АИРО-ХХ, 2003.- С. 203-245.

7. Любовь и быт в кинофильмах 1930 - начала 1950-х гг.// История страны / История кино / Под ред. С.С.Секиринского.- М.: Знак, 2004.- С. 218-234. [перейти к тексту]

8. Мода – политика – гигиена: формы взаимодействия ( на материале советских женских журналов и журналов мод 1920-1930-х годов ) // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. ст. / Под ред. К.Богданова, Ю. Мурашова, Р.Николози. М.: Новое издательство, 2006. С.228-244.

9. Фантастическое в фильмах Андрея Тарковского «Солярис» и «Сталкер» // Фантастическое кино. Эпизод первый: Сб. ст. / Сост. и научн. ред. Н.Самутина. М.: НЛО, 2006. С. 311-344 (в соавторстве).

10. Невидимые миру рюши: одежда в советском предвоенном и военном кино // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. – 2007. – Выпуск 3 (весна). – С.149-162.

11. Границы приватного в советских кинофильмах до и после 1956 года: проблематизация переходного периода // СССР: Территория любви: Сб.ст. – М.: Новое издательство, 2008. – С. 146-169.

12. Увидеть эротику: пристрастный взгляд на советские фильмы 1930-х годов // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. – 2008. – Выпуск 9 (осень). – С.193-208.

13. «Русский сувенир» Григория Александрова на границе двух эпох, или Великая ломка // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред.Е.Р.Ярской-Смирновой, П.В.Романова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. С. 371-394.

14. Брак и сервис, сыр и черви…Советская повседневность и все, все, все…[Рец. на кн.: Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. - М.: Изд. Дом Гос ун-та – Высшей школы экономики, 2010.- 317 с.- 1000 экз.] // Новое литературное обозрение. - 20011.- № 110 (4). – С.290-294.


Учебные курсы:

Методы анализа художественного текста (ВШЕК РГГУ)
Литературные дискурсы ХХ века (ВШЕК РГГУ)
Социологическая поэтика (ВШЕК РГГУ)
Исследование визуального в советской культуре (РАШ РГГУ)
Современное русское кино (Историко-филологический факультет РГГУ, магистратура)
Современное зарубежное кино (Историко-филологический факультет РГГУ, магистратура)
Советский дискурс: периодика и медиа (Историко-филологический факультет РГГУ, магистратура)
Советская массовая культура: жанровое кино (НИУ ВШЭ)




Версия для печати

18.07.2017 На сайте ВШЕК появился раздел выпускников!

Теперь вся информация о выпускниках Высшей школы европейских культур собрана в одном разделе.

13.07.2017 Торжественное вручение дипломов выпускникам 2017 года

Поздравляем чудесных выпускников ВШЕК этого года!

13.07.2017 Обновление информации для поступающих

Добавлено распределение вопросов к вступительному экзамену по билетам (абитуриент выбирает для подготовки три билета)!
Консультации состоятся 25.07 в 13.00 (общая консультация по направлению подготовки "Культурология") и, при наличии желающих, 20.07 в 18.00 для абитуриентов ВШЕК (пишите на vshek@rggu.ru).

15.06.2017 15 июня начинаются подготовительные курсы в магистратуру РГГУ по направлению "Культурология"

Программы подготовительных курсов разработаны в соответствии с программами вступительных экзаменов в магистратуру РГГУ.

13.06.2017 О программе ВШЕК написали в австрийской газете «Presse»

В этом году у магистерской программы ВШЕК «Россия и Европа: взаимодействие с сфере языка и культуры» появились первые стажёры.


Исторические факты
Социальный опрос для студентов