exam - РГГУ.РУ
exam

Билеты к ГОС экзамену магистров по направлению 033000.68. Культурология

Магистратура РГГУ

Направление: 033000.68 «Культурология»

Специализированные магистерские программы: Русская культура

ГОС экзамен: Теория и история культуры (междисциплинарный)


Билет № 1

Билет № 1

1. «Презентизм» и «антикваризм» в методологии историко-научных исследований.

2. Субъективность в культуре модерна: процесс цивилизации (по Н. Элиасу), биография индивида и феномен романа.

Билет № 2

1. Наука как система с рефлексией. Методологические проблемы изучения систем с рефлексией.

2. Нация как феномен общества модерна: социальные и культурные предпосылки становления европейских наций (по Э. Геллнеру, Б. Андерсону), образы общества и культуры в представлении о национальной истории.

Билет № 3

1. Проблема «демаркации» в истории науки. Понимание границ науки у авторов Венского кружка и в концепции К. Поппера. Проблематика дeмаркации науки с другими схожими социальными практиками / формами интеллектуальной деятельности.

2. Формы реализма и развитие новых медиа в культуре модерна. Культурные функции литературного реализма.

Билет № 4

1. История понятия «культура» в западной интеллектуальной традиции: основные этапы.

2. Классика, авангард и массовая культура в литературной системе.

Билет № 5

1. Специфика гуманитарного знания в сопоставлении с естественными и точными науками и с ненаучными формами интеллектуальной, экзистенциальной и социальной деятельности

2. Подходы к исследованию эротического в литературе и кинематографе.

Билет № 6

1. Панорама основных гносеологических установок (позитивистской, спекулятивной, интуитивистской, критической) в теории гуманитарного исследования.

2. Способы «чтения» графоманских и/или «наивных» текстов.

Билет № 7

1. «Лингвистический поворот». Применение подходов и методов лингвистики в исследованиях культуры в первой половине ХХ века.

2. Исследования фантастического в литературе и кинематографе.

Билет № 8

1. Влияние методологии социальной и культурной антропологии первой половины ХХ века на исследования культуры: Б. Малиновский, Ф. Боас. «Антропологический поворот» в гуманитарном знании в целом и в методологии истории науки в частности.

2. Художественные практики в обществе массового потребления.

Билет № 9

1. Методика подготовки культурологического исследования. Основные принципы коммуникации с читателем: концепция социального контракта, принципы редактирования текста, различные формы презентации исследовательского проекта.

2. Концепции современного общества в философии постмодернизма (Ф. Джеймисон, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар).

Билет № 10

1. Определение проблемы, корпуса источников и методов работы с ними при подготовке культурологического исследования.

2. Массовое / элитарное в культуре XX в. Подходы к исследованию.

Билет № 11

1. «Рабочие материалы» в подготовке культурологического исследования: идеология и форматы проверки и упорядочивания информации.

2. Семиотика визуальных образов. Методы и подходы второй половины XX в.

Билет № 12

1. Границы литературы и задачи современного литературоведения.

2. Социальные и художественные утопии русского авангарда.

Билет № 13

1. Основные принципы структурно-семиотического анализа текста. Вклад Ю.М. Лотмана и Московско-Тартуской школы в формирование структуралистской методологии.

2. «Тоталитарный синтез искусств» (1930-1950): специфика функционирования. Современные исследовательские концепции тоталитаризма (философия и социология).

Билет № 14

1. Переход от структурализма к постструктурализму в литературоведческих исследованиях второй половины ХХ века.

2. Советское общество эпохи застоя (1970-1980). Образы и символические программы визуальной культуры.

Билет № 15

1. Автор и герой как категории литературоведческого анализа.

2. Постсоветская визуальная культура: образы и символические программы (1990-2000-е гг.).

Билет № 16

1. Исследование читательской рецепции как новая парадигма литературоведения.

2. Методологический проект М. Фуко. Эволюция и взаимосвязь исследований «знания», «мышления», «дискурса», «власти» и «этики».

Билет № 17

1. Техники «медленного чтения»: деконструкция и анализ дискурса.

2. Характеристика подходов и методов изучения культуры в «новой культурной» и «новой интеллектуальной истории» во второй половине ХХ века.

Билет № 18

1. Позитивистская установка в истории гуманитарной гносеологии: основные принципы, этапы эволюции, логика контраргументов против позитивизма.

2. Социальная антропология города в работах Г. Зиммеля и В. Беньямина.

Билет № 19

1. Критическая установка в истории гуманитарной гносеологии.

2. Структура и эволюция поля литературы в социологии П. Бурдье.

Билет № 20

1. Концепция интерсубъективности в гуманитарной гносеологии.

2. Школа «Анналов»: генезис, история, критика.

Билет № 21

1. Социально-групповая идентичность и способы ее конструирования и репрезентации в культуре. Возможности исследования.

2. «Уликовая парадигма» К. Гинзбурга и современный историографический проект. Проблема «сильного» и «слабого» научного статуса истории.

Билет № 22

1. В поле социологии знания и философии науки середины ХХ века: подходы К. Манхейма, Роб. Мертона, Т. Куна.

2. Концепция культурной памяти Я. Ассмана. Понятия «коннективной структуры» и «культурной идентичности».

Билет № 23

1. «Социологические и этнографические мотивы» в философии науки после Т. Куна: полемика И. Лакатоса и П. Фейерабенда; специфика подходов Б. Латура, Дж. Гилберта и М. Малкея.

2. Методологические аспекты изучения культуры в «культурных исследованиях»: С. Холл и Бирмингемский центр культурных исследований.

Билет № 24

1. Традиция понимающей социологии. Культура как объект изучения в социологии и эволюция представлений об обществе в литературоведении.

2. Историческая память и историческая политика. «Прошлое», «память» и «история» в концепции «мест памяти» П. Нора.

Билет № 25

1. Изучение формульных повествований в литературоведении и социологии литературы (по Д. Кавелти и Б. Дубину).

2. Историографический кризис ХХ века и изменение роли историка в обществе. Микроистория как пример альтернативного историографического проекта.

Билет № 26

1. Традиционные и новые медиа в современной культуре. Теория «информационного общества».

2. Культурная и историческая память в современном немецком обществе.

Билет № 27

1. Конструирование реальности в масс-медиа: основные теоретические подходы.

2. Феномен немецкого университета и системы высшего образования в Германии.

Билет № 28

1. Понятие идеологии в контексте культуры.

2. Особенности политического и социального устройства современной Германии.

Билет № 29

1. Теоретические подходы к изучению дискурса в современном гуманитарном знании: теория дискурса Лаклау и Муфф, критический дискурс-анализ.

2. Региональное разнообразие немецкоязычной Европы: культурная география и структуры повседневности.

Билет № 30

1. Вклад К. Поппера в развитие философии и социологии науки: идеи «критического рационализма», фальсифицируемости как основы для демаркации, «открытого общества».

2. Теории травмы в современных культурных исследованиях: концепции К.Карут и Дж. Александера.

Билет № 31

1. Практики и границы применения метода дискурс-анализа к Интернет-текстам.

2. «Экология науки»; проблематика взаимосвязи форм научных институтов и состояния общества в конкретных исторических условиях.




Версия для печати

03.12.2017 Профессор Рурского университета и международной магистерской программы с участием ВШЕК "Русская культура" Н. Плотников примет участие в «Алешинских чтениях» в РРГУ.

В программе конференции 7 декабря доклад "Экспериментальная и феноменологическая эстетика в ГАХН. Смена парадигм в понимании искусства в 1920-е гг." и презентация издания "Искусство как язык — языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов". М.: НЛО, 2017

08.11.2017 Цикл лекций PhD Хели Рейманн

Высшая школа европейский культур с радостью приглашает всех желающих принять участие в цикле лекций PhD Хели Рейманн.

01.09.2017 Телеканал "Время" начал трансляцию цикла передач "Жизнь как в кино"

Преподаватель ВШЕК Татьяна Дашкова приняла участие в программе "Жизнь как в кино".

31.08.2017 Преподаватель ВШЕК выступила экспертом на радио "Маяк" в цикле передач о советском кино.

Преподаватель ВШЕК, к. фил. н., доцент Татьяна Дашкова приняла участие в прямом эфире радио "Маяк" и ответила на вопросы о моде в советском кино


18.07.2017 На сайте ВШЕК появился раздел выпускников!

Теперь вся информация о выпускниках Высшей школы европейских культур собрана в одном разделе.