Геташвили Нина Викторовна


Кандидат искусствоведения (1984), доцент (2000) кафедры всеобщей истории искусств.

Биографические сведения:

Родилась 12.10.1950 г. г. Тбилиси. Отец – художник, мать – инженер-геолог.

В 1972 году окончила Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова по специальности «Историк искусства. Искусствовед».


Место работы, должность

  • Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Илья Глазунова (с 1997 г.), профессор, заведующая. кафедрой всеобщей истории искусства.
  • РГГУ (с 1998 г.), доцент кафедры всеобщей истории искусств.
  • Институт художественной экспертизы антиквариата «Гелос».


Область научных интересов и сфера научной деятельности:

  • Искусство Европы и США 19-20 вв.
  • Театрально-декорационное искусство.
  • Русское искусство ХХ века.
  • Общие проблемы выставочной деятельности.
  • Междисциплинарные подходы к истории искусства.


Научно-педагогическую деятельность ведет с 1974 года.

В РГГУ с 1998. Дисциплины – «Искусство Европы и США 19–20 вв.», «Современная выставочная деятельность: тенденции и формы», общие курсы по истории изобразительного искусства.

В разное время (кроме указанных выше)– Тбилисская Государственная консерватория (курс «Всеобщая история искусства»), Тбилисский Государственный театральный институт (курс «Всеобщая история искусства»), Российская Академия театрального искусства, б. ГИТИС (курс «Всеобщая история искусства»), Московский католический колледж им. Св. Фомы Аквинского (курс «Средневековое религиозное искусство Европы»), АПРИКТ (Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма), МГУ им. М.В.Ломоносова, Открытый университет.

– мастер-классы по актуальном проблемам художественной критики. (октябрь-ноябрь 2011. Москва – выставочный центр «Гараж», Санкт-Петербург – Музей Нового искусства).

– семинар – Школа эффективных коммуникаций «РЕПНОЕ» .


Конференции (доклады) последних лет

  • «Голгофа и Олимп. Жорж Руо и Сальвадор Дали. Контрапункт сакрального универсума». Международная конференция, посвященная 2000-летию христианства. СПб, Государственный Эрмитаж. 2000.
  • «Интерпретация античного мифа как средство визуализации новой мифологии в европейской живописи первой половины ХХ века». РГГУ. «Визуальные стратегии в искусстве: теория и практика». 2006
  • «Сбросить маску: Энсор и Нольде». XXVIII «Випперовские чтения» «Маски: от мифа к карнавалу». Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина. 2007 г
  • «Академия художеств и современность. Западный опыт». XVII Алпатовские чтения на тему: «Российская академия художеств и современное искусство». РАХ РФ. 2007. –
  • «Новые аргонавты» или тема «внутреннего путешествия» в западноевропейской живописи и графике ХХ века»
  • ХХХIХ Випперовские чтения. Международная конференция «Тема пути в искусстве». Г.Москва, Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 24-25 января, 2008
  • «Пейзаж после битвы: постфутуристическое творчество футуристов».
  • Доклад на международной конференции – XL Випперовские чтения «Футуризм – радикальная Революция. Италия – Россия». К 100-летию художественного движения». Апрель, 2009. Москва.
  • «Образы античности в русской живописи рубежа XIX-XX вв. Смена парадигмы».
  • Международная конференция «Семантическая целостность Серебряного века» В Научно-исследовательском центре Славистики им. Андре Лиронделля Лионского университета Жана Мулена. Июнь 2009 г., Лион.
  • «Американцы и героический авангард: взгляд из 21 века». (Americans and the HeroicAvant-garde: Looking Back at the History of Art in the 20th Century). Доклад на международной конференции. РГГУ. Russian-American Academic Center. Февраль,2010.
  • «Академия художеств и современность. Судьба школы». Научно-практическая конференция VII Славянские чтения. М. 2010.
  • “Мифологический дискурс Осипа Цадкина». Международная научная конференция ( ХХ Алпатовские чтения), посвящённая Году Франции в России и России во Франции, на тему «Россия - Франция в искусстве трёх столетий». Декабрь, 2010. РАХ РФ.
  • «Всеобщие истории искусства» как документ эпохи.
  • (П.П. Гнедич, А. Н. Бенуа и другие)» Международная конференция «Произведение искусства как документ эпохи». Институт теории и истории искусств РАХ, Москва. 24 марта, 2011 г.
  • «Порт-Льигат – “ментальный пейзаж” Сальвадора Дали» Международная научная конференция «Ландшафтная культура мира: создатели и хранители». Москва, РГГУ. 20-22 октября 2011 г.
  • «“Small Communities” in the post-soviet artistic space: decay products or a “new Whoul”»
  • ( «''Малые сообщества” в пост-советском художественном пространстве: “продукты распада» или “новое целое”»); Международная научная конф. «Memory, Art and Art History in the Search for Identity” (International Conference on Modern and Contemporary art. Dedicated to the 70th Anniversary of the Founding of George Chubinashvili Institute of History of Georgian art). «Память, искусство и история искусства в поисках идентичности» октябрь, 2011
  • «Актуальные проблемы художественной критики». Международный Форум «Искусство и реальность», Санкт-Петербург. 25 ноября 2011.
  • «Судьба художественной идеи на службе идеологии (Интерпретация «классического» в эпоху тоталитаризма: Италия– Испания – СССР 1930-х годов). Международная научная конференция XXI Алпатовские чтения «Россия–Италия– Испания: художественные связи» (30 ноября – 2 декабря 2011 г. Москва. РАХ, РАН
  • Опыт российского кураторства в ретроспективе и перспективе.
  • (Ежегодный международный Форуме «Искусство и реальность». М., 22 сентября 2012)
  • «Проблемы интерпретации искусства ХХ века в учебном процессе»
  • (Международная научная конференция «Современные проблемы академического искусствоведческого образования», МК РФ, РАХ,Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. СПб, 9 октября, 2012)«Джорджо де Кирико: живописные циклы 1930-х. Музеефикация метафизики» (Научная конференция НИИ искусствознания МК РФ «Западное искусство. 1930-е». М., 16 ноября 2012)
  • «Нико Пиросмани. Российский эффект». Доклад на Международной конференции « Пиросмани и грузинская культура». Национальный Исследовательский центр истории грузинского искусства и сохранения наследия. Грузинская Республика. Тбилиси."Pirosmani and Georgian Culture", to be held in Tbilisi, Georgia, G. Chubinashvili National Research Centre for Georgian Art History and Heritage Preservation. 5 November 2013
  • «Дневные размышления о «Ночах музеев»». Доклад в рамках Международной научной конференции «Нужен ли музей молодежи? Нужна ли молодежь музею?». Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Французский институт в Санкт-Петербурге, 18-19 ноября 2013.


Избранные публикации, теле-, радиопередачи

Книги (приводятся даты первых изданий):

  • «Атлас мировой живописи». М, ОЛМА, 2003
  • «Дрезденская галерея». М, ОЛМА, 2004
  • «Малые голландцы». М, ОЛМА, 2004
  • «Дали». М, ОЛМА, 2004
  • «Рембрандт». М, ОЛМА, 2005
  • «Леонардо да Винчи». М, ОЛМА, 2005
  • «Постимпрессионизм». М. ОЛМА, 2005. (Совместно с К. Л. Лукичевой).
  • «Лейла Хасьянова» М, «Белый город», 2006.
  • «500 шедевров русского искусства», М. ЭКСМО, 2006. 25 п.л. (с иллюстрациями – 59,4 усл. печ. лист).
  • «Тайны мировой архитектуры» (в соавторстве; + научная редактура всего корпуса текстов). М, «Новости», 2008.
  • «История искусств с древнейших времен до классицизма». Энциклопедия. Научная редактура тома. Авторство статей. М., ОЛМА медиа групп. 2009. 67,2 усл. печ. л.
  • «Петр Кончаловский». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2011
  • «Галерея Академии. Венеция». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2011. (Совместно с Л. Чечик)
  • «Дрезденская галерея. Коллекция живописи». Серия «Художественные музеи мира». М., ОЛМА Медиа Групп, 2012.
  • «Галерея Дориа-Памфили». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2012.
  • «Музей королевы Софии. Центр современного искусства. Мадрид». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2012
  • «Илья Глазунов». М. ЭКСМО. Альбом. 2013.
  • «Галерея Барджелло», М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2013.
  • «Музей Польди Пеццоли». М. Директ-медиа, Комсомольская правда, 2013.

Справочные и информационные издания

  • «Энциклопедия для детей». Том 7 – «Искусство». Часть вторая: «Архитектура и изобразительное искусство XVII-XX веков. Раздел «Искусство ХХ века. Зарубежное искусство». М., «Аванта+», 1999.
  • «Символика тайных обществ». М., 2007. (альбом-календарь).
  • Вступительная статья и научные комментарии к 3-хтомной «Всеобщей истории искусств» П.П. Гнедича. М., Олма-пресс. 2004. Книга – лауреат конкурса "Лучшие книги 2004 года".
  • Исправленное и дополненное издание -2013 г.
  • «Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи». М. ОЛМА, 2007 (член консультативного совета).
  • Энциклопедия «История искусств с древнейших времен до классицизма». Составление, общая научная редактура, (67,2 а.л.) и авторство статей (4 а.л.). «ОЛМА медиа групп», 2009.
  • 48 статей для «Allgemeines Kuеnstlerlexikon» (Sauer) (литеры «I», «J») Band 76 Hunzinger - Iza (Idelson – Ivanova Julija); Band 77 Izaguirre – Jerace (Izmajlovič, Vladislav Matveevič - Jarošenko, Nikolaj Aleksandrovič) – 2012
  • Том 78 – Кончаловский 2013

Учебники и учебные пособия

  • «Мировая художественная культура». Учебник для ВУЗов. Раздел «Художественная культура США». М. «Высшая школа». 2004, 2009.
  • Избранные статьи
  • «Вровень с прошлым и будущим”. Журнал “Наше наследие”, N45, 1998. О творчестве Л. Гадаева.
  • «Необыкновенные приключения актуальной критики актуального искусства в России». Сборник материалов научно-творческой конференции «Белорусское современное искусствознание и критика. Проблемы адаптации и новых реальностей». Минск. МК Белоруссии, белорусская академия искусств, Белорус. Союз литературно-художественных критиков. Минск, 1998.
  • «Гертруда Стайн и художники”. Журнал “Иностранная литература”, N7, 1999.
  • “Любите книгу…”. Ж. “Новая юность”, 1999. О творчестве Н. Ракузина.
  • “Улыбка чеширского кота, или обещание формы”. Журнал “Новая юность”, 1999. О творчестве Х. Макаряна.
  • «Театрализация художественного пространства в искусстве авангарда». Сборник «Русский авангард и театр 1910-1920-х годов и театр». СПб, изд. Дмитрий Буланин, 2000. С. 16-27.
  • Материалы Международного Конгресса Международной Ассоциации искусствоведов (AICA) 2001 г. в Загребе. Текст доклада: «Смерть искусства, или скромное обаяние убийцы» (на англ. языке).
  • «Где-то посредине земли… Или вопросы без ответов в масштабе утерянного рая». Ж «Новая - юность», N 6 (51), 2001. (О Биеннале «Медитеранне» в Дубровнике).
  • «Граффити на глобусе». О творчестве Агона Интойо и Елены Борщаговской. Ж. «Новая юность»,
  • «Голгофа и Олимп. Жорж Руо и Сальвадор Дали. Контрапункт сакрального универсума». Научный альманах «Точки – Puncta», вып. 3-4 /2/ 2002. Издание Колледжа Св. Фомы Аквинского. Москва.
  • «Как один день. О Борисе Жутовском». М., ж. «Наше наследие». N67– 68. 2003.
  • «Человек, который никогда не скучал. О творчестве Эрте». Ж. «Новая юность», N 12. 2004.
  • «За грань обыкновенностей. К. А. Марджанишвили на русской сцене (работа с художником)». Сборник научных статей «За занавесом века». М., Русское слово. Издание НИИ РАХ. 2004 г. с. 49-90
  • « “In tirannos!” по драме Фридриха Шиллера “Разбойники”. Государственный Грузинский драматический театр им. Шота Руставели. Тбилиси. 1932». Сборник научных статей: «Спектакли двадцатого века». М. Издательство «ГИТИС». 2004. Издание Государственного института искусствознания.
  • «“Фуэнте Овехуна” Лопе де Вега. Государственный театр им. В. И. Ленина (б. “Соловцов”). Киев. 1919»; Сборник науч. статей «Спектакли двадцатого века». М. Издательство «ГИТИС». 2004. Издание Государственного института искусствознания.
  • «Три московских «Гамлета» Грузинской Шекспирианы». Сб. материалов международной конференции «Грузинская изобразительная Шекспириана». Тбилиси, 2004
  • «Античные видения в живописи Де Кирико (опыт обзора)». Науч. сборник «Итальянский сборник». СПб, «Акционер и компания», N8, 2005.
  • «Театр и живопись. Параллели крутого маршрута». Ж. «Русское искусство», М., N 1 (9), 2006. (1 а.л.)
  • «Пикассо и Гертруда Стайн: перекрестье окрестностей». Сб. научных статей «Пикассо и окрестности». Отв. Ред. М.А. Бусев. М.: Прогресс-Традиция, 2006. Издание РАХ, НИИ теории и истории изобразительных искусств.
  • «Она русская, и притом интенсивно русская». Ж. «Ностальгия», N11, 2006. Статья. О творчестве М.Башкирцевой.
  • «Европа. Живопись ХХ века» Ж. «Современная Европа», N 2, 2006;
  • «Лазарь Гадаев». М. «Наше наследие», 2007. (в соавторстве).
  • «Сбросить маску: Энсор и Нольде». Сб. «Маски: от мифа к карнавалу». Материалы научной конференции «Випперовские чтения-2007», Тула: Власта, 2008.
  • «Европа. Живопись ХХ века» Ж. «Современная Европа», N2, 2007.
  • «Не джентльмен, но модернист» (о творчестве О.Цадкина). Ж. «Ностальгия», N 10, 2007
  • «Европа. Живопись ХХ века» Ж. «Современная Европа», N2, 2008.
  • «Тонино Гуэрра: парадоксы патриарха», Ж. «Новая юность», N 4, 2009. (Интернет-ресурс журнала).
  • «Академия художеств и современность. Судьба школы». Сб. статей «И.С.Глазунов – художник и гражданин». М. 2010.
  • «Лабиринт Анатолия Чечика». Ж. «Academia», N II, 2010.
  • «”Новые аргонавты”, или тема “внутреннего путешествия” в западноевропейской живописи ХХ века» Научно-аналитический журнал «Пространство культуры» N3, 2011.
  • «Мифологический дискурс Осипа Цадкина». «Вестник МГХПА им. Строганова» N3, 2011
  • «Академия и актуальное искусство. Вчера. Сегодня, Завтра». Научно-аналитический журнал «Пространство культуры» N4, 2011
  • «“Small Communities” in the post-soviet artistic space: decay products or a “new Whoul”». Аbstracts International Conference on Modern and Contemporary art. Dedicated to the 70th Anniversary of the Founding of George Chubinashvili Institute of History of Georgian art. Tbilisi, October, 2011. Полностью статья опубликована по электронному адресу: http://www.gergianart.ge/index/php?option=com_magazine&func=show_edition&id=8&Itemid=0&Iang=en
  • «Art&Reality a San Pietroburgo. Cosa c'era?» – Ж. «Academy of Fine Arts» (Trimestrale delle Accademie di belle artiю Milano). N 11, 2011.
  • «Архетипы античной мифологии в творчестве де Кирико». Научно-аналитический журнал «Пространство культуры» N1, 2012.
  • «Порт Льигат. Сад как обстоятельство места» («Вестник МГХПА. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда». N1.2012)
  • «Реквием Лазаря Гадаева». Ж. «Наше наследие», N102, 2012.
  • «“Я верил тогда, что строю храм”. К. Марджанишвили и художники на русской сцене». Ж. «Русское искусство», N 1, 1913. С 88-95.
  • «Американцы и героический авангард (в свете итогов ХХ века)»// (Cб. «Культурно-политологические аспекты американистики» (Материалы международных конференций. МОиН РФ, РГГУ, М., 2013. С.61–71.
  • «Средиземец. Античные мотивы в контексте сюрреализма Сальвадора Дали». Сб. науч. статей «Дали вблизи и в дали». М.. Прогресс-Традиция. С. 131-168.
  • Античный миф как визуализация «личной» мифологии в искусстве ХХ века (Де Кирико и Дали). // Ж. по истории и теории искусства "Искусствознание, 3-4, 2013". М., 2013. М., 6-23.

Руководство диссертациями

  • Научное руководство работой Д.Г.Серякова на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «Проблема non-finito в творчестве Фешина». Работа осуществлялась на кафедре всеобщей истории искусств Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Защита состоялась в мае 2009 г. на заседании диссертационного совета Д.009.001.01 в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств.
  • Научное руководство работой М. Н. Гордеевой на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «Художники Оперы С.И. Зимина. К проблеме стилистического разнообразия декорационных решений». Диссертация выполнена на кафедре всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Защита состоялась 29 мая 2012 г. на заседании Диссертационного совета Д 212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.
  • Научное руководство работой Е. Гришиной на соискание степени кандидата искусствоведения по теме «Типология пейзажных образов мастеров «Мира искусства» в контексте Серебряного века». Диссертация выполнена на кафедре всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Защита состоялась 27 сентября 2013 г. на заседании Диссертационного совета Д 212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова.

Рецензии, отзывы на научные работы (последние годы)

  • 2000 – Рецензия на книгу «Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания». Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков.: Наследие. 1999. – 480 с. // «Вестник Российского гуманитарного научного фонда». N 1. 2000, 272-275.
  • 2007 – от ведущей организации на кандидатскую диссертацию Н.И. Сорокиной «Творчество Дж. Б. Пиранези в контексте эпохи Просвещения». НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ.
  • 2007 – Отзыв научного оппонента на кандидатскую диссертацию А. Ю. Королевой: «Баухаус: Творческие мастерские». Защита состоялась 19 июня 2007 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • 2007 – На сборник статей «Эпохи. Стили. Направления» НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. (Внутренняя рецензия).
  • 2008 – На автореферат кандидатской диссертации на Т.Маловой «Поэтика художников ОСТа». Защита состоялась 26 мая 2008 в НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ РФ.
  • 2010 – Внутренний отзыв на сборник статей «Искусство в современном мире» НИИ теории и истории изобразительных искусств.
  • 2011 – Отзыв научного оппонента на диссертацию Лебедевой И. В. «Геометрическая абстракция в американской живописи 1940-1950-х: от Пита Мондриана к Барнету Ньюмену» на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. (Специальность – 17.00.04). Защита состоялась 14 марта 2011 г. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ.
  • 2011 – Отзыв научного оппонента на диссертацию Ольги Александровны Ярцевой «Джексон Поллок и 'живопись действия' 1940-1950-х годов в США: истоки, художественные принципы, место в искусстве ХХ века» на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. (Специальность – 17.00.04). Защита состоялась 28 ноября 2011 г. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ.
  • 2011 – Отзыв научного оппонента на диссертацию Смоленковой Ю.А. «Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков» представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. (Специальность – 17.00.04). Защита состоялась 6 декабря 2011 г. в ФГБОУ ВПО МГХПА им. С.Г. Строганова.
  • 2011 – Отзыв на автореферат диссертации Крючковой В. А. «Мимесис в эпоху абстракции. Образы реальности в искусстве второй парижской школы», представленной на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Защита – 28 ноября 2011 г. в НИИ теории и истории искусства РАХ.
  • Отзыв на автореферат диссертации Калугиной О.В. «Основные проблемы эволюции русской скульптуры конца XIX-начала ХХ века в контексте взаимоотношений московской и петербургской школ», представленной на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Защита – 28 мая 2012 г. в НИИ теории и истории искусства РАХ.
  • Отзыв официального оппонента диссертации Орловой К.В. «Сюрреалистическая живопись Жоана Миро: поиски художественного своеобразия», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. (Специальность 17.00.04). Защита 20 декабря, 2012. Государственный институт искусствознания МК РФ.
  • отзыв на автореферат диссертации Виноградова Виктора Евгеньевича «Декоративное мистецтво в архiтектурно-просторовому середовище Ялты 80-х рр. ХІХ – 10-х рр. ХХ ст.: художественьо-стилiстичнi особливостi», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Защита состоялась 26 апреля 2013 р,. на заседании специализированного совета Д 35.103.01 у Львівській національній академії мистецтва
  • Отзыв научного оппонента на диссертацию Савицкой А.И. «Подготовительный рисунок в художественной практике нидерландских живописцев (роль новейших технологических исследований)», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. (Специальность – 17.00.04). Защита состоялась 20 июня 2013 г. в ФГБОУ ВПО МГХПА им. С.Г. Строганова.

Телепередачи и кинодокументалистика

  • Автор сценариев документальных фильмов из серии «Тайны мировой архитектурны». (ТО «Мастерская»): – «Вольные каменщики» (архитектура масонов), «Загадки великого Сфинкса» (О творчестве А. Гауди), «Тайна великих мореплавателей» (об архитектуре португальских тамплиеров), «Зашифрованная мудрость» (О. Нимейер). Фильмы показаны по каналу «Россия» в 2008 г.
  • главный научный редактор и автор 120 сценарных основ для передач по изобразительному искусству на телеканале «Бибигон» (ТВ мастерская «Пилот»), 2010.

Основные кураторские проекты, выставки

  • С 1992 г. арт-директор художественной галереи «Нина» (Москва). Основные кураторские проекты, выставки: “Карнавал” (совместно с посольствами стран Латинской Америки и Карибского бассейна);“Россия. Запад-Восток” (Совместно с культурным центром посольства Индии); “Звуки музыки” – ЦДХ; Персональные выставки Сарэ (Париж) – ЦДХ, А. Чечика (Посольство Чешской республики); “Унесенные ветром” (Совместно с Посольством Армянской республики); “Московские художники” (Совместно с Эммануэль-колледжем Кембриджского университета) – Кембридж. Англия. Участие в проекте «Галереи в Галерее» (ГТГ).
  • С 2000 г. галерея не ведет выставочной деятельности, оказывает консалтинговые услуги.
  • 2011 – организатор Международного Форума «Искусство и реальность», Санкт-Петербург. (21-22 сентября, 2011 г.)
  • 2012 – организатор Международного Форума «Искусство и реальность», Москва. (25-27 ноября 2011 г.)


Членство в творческих и общественных организациях

  • Член Ассоциации художественных критиков (АИС).
  • Член Московского союза художников;
  • Член Международной ассоциации художественных критиков (AICA)
  • Член редколлегии журнала «Art council / Художественный совет».

Иностранные языки

Английский, французский, немецкий.

Контактная информация:

Живет и работает в г. Москве

E-mail: ninagallery@yandex.ru



Назад в раздел