РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Петухова Ирина Александровна

Кафедра/Центр

Кафедра общей психологии и психодиагностики

Должность

Профессор

Ученая степень

Кандидат психологических наук (1976), профессор (2001)

Государственные награды, почетные звания, благодарности

  • Медаль Международного научного общества Phi Beta Delta (отделение Beta Tau), USA (2006)
  • Нагрудный знак Министерства образования и науки РФ
  • «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2012)

Биографические сведения

Родилась 20 декабря 1950 г. в г. Ленинграде.
1968 – окончила с медалью школу в г. Москве.
1973 – окончила с отличием факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
1976 – окончила с защитой кандидатской диссертации аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Психологический институт Российской академии образования, ПИ РАО)
1976 – 1980 – научный сотрудник НИИ ОПП АПН СССР (ПИ РАО)
1980 – 1990 – преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры общей психологии МГПИИЯ им. М. Тореза (ученое звание доцента – 1988)
1990 – 1996 – профессор, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии РГСУ и факультета психологии МГИ им. Е.Дашковой
1990-1992 - Главный специалист-психолог Департамента труда и занятости Правительства г.Москвы. 

Научно-педагогическая деятельность

В Институте психологии РГГУ с 1996 г. по настоящее время (2008 -2013 – профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ) Работа по совместительству в должности профессора на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (2001 – 2004), на факультете менеджмента НИУ-ВШЭ (2000 – 2013), МПГУ (1995-1996), РПУ св. Иоанна Богослова (2013 – 2017), др. 
Специалист в области психологии творчества: содержание понятия, диагностика, условия развития. Разрабатывает: проблему творчества в профессиональной деятельности преподавателя; психологические, педагогические и методические проблемы преподавания курса общей психологии в вузе; проблемы становления профессионального самосознания личности. Читает целостный 4-семестровый курс общей психологии по авторской программе.
1990 – курс повышения квалификации на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
1997 – Университет Сассекса в г.Брайтон, Великобритания, приглашенный профессор (Sussex University, Cognitive Psychology Department, Brighton, UK: Visiting Professor).
2005-2006 – научно-исследовательский проект по Программе Fulbright в Йельском университете США (Yale University, Connecticut, USA).
2011 – курс повышения практико-психологической квалификации в семинаре проф. Р.Кочунаса в г. Бирштонас, Литва (Institute of Humanistic and Existential Psychology, Seminar “Life and Psychotherapy”, Birstonas Lithuania).
2011-2012 – курс повышения практико-психологической квалификации под руководством проф. Ф.Е.Василюка «Понимающая психотерапия» (1 и 2 ступени). 

Публикации

Имеет более 70 публикаций, среди которых научные, учебно-методические, методические работы. Первая публикация – 1974 г. Среди них:
  • Психология творчества: культурно-деятельностный подход // Вестник РГГУ №4, 2017, с.
  • Петухова И.А. (ред.-сост.) «В.В.Петухов. Избранное. In Memoriam». М.: Левъ, Лепта Книга, 2015. 656 с.
  • Петухова И.А. Предисловие редактора // В.В.Петухов. Избранное. In Memoriam». М.: Левъ, Лепта Книга, 2015. С. 3-12
  • Петухова И.А. Преподаватель общей психологии: творчество, личность, деятельность // В.В.Петухов. Избранное. In Memoriam». М.: Левъ, Лепта Книга, 2015. С. 462-498
  • Исследование ценностно-смысловой сферы студентов-психологов (статья). В: Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С.Выготского. Москва, 12-16 ноября 2013 г. / Под ред. В.Т.Кудрявцева: Ч.2. М.: РГГУ, 2013. 230 с. (сс.153 – 162)
  • Творчество – личность – деятельность: теория, диагностика, практика (статья). В: Школа Выготского сегодня. К десятилетию Института психологии им. Л.С. Выготского. Сборник научных трудов. – Фонд Выготского Л.С., Москва, 2005 (0,5)
  • Творчество в профессиональной деятельности преподавателя (статья). В: Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17-20 ноября 2003 г. /Под ред. Е.Е. Кравцовой и др. – М.,2004. – 302 с. (0,7)
  • Интеллектуальная инициатива в профессиональной деятельности (статья). В: Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы третьих чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17-20 ноября 2002 года /Под ред. Е.Е. Кравцовой и др. – М.,2003. – 430 с. (0,6)
  • Психологические основы и развивающие эффекты интегрированного обучения (статья). В: Культурно-историческая психология развития// Материалы первых чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15-17 ноября 2000 / Под ред. И.А. Петуховой. – М.: Смысл, 2001 (0,8)
  • Развитие мышления на уроках иностранного языка (статья). В: Ж. «Иностранные языки в школе» - М., Просвещение, №2,1987 (0,6)
  • Проявление интеллектуальной активности в речевой деятельности (статья). В: Вопросы психологического обоснования обучения иностранным языкам / Сб. науч. тр. МГПИИЯ № 187 - М., МГПИИЯ, 1982 (0,9)
  • Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы (статья). В: Ж. «Вопросы психологии» - М., Педагогика, № 4, 1976 (0,9)

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

  • Член Российского психологического общества, секция "Психология и психодиагностика творческих способностей" (с 1973 по 1991 – Общество психологов СССР)
  • Член Совета Московского отделения РПО (1993 – 2018)
  • Член Российского психологического общества им. Л.С. Выготского
  • Член Международного общества по исследованию психологии развития (International Society for the Study of Behavioral Development – ISSBD (с 1988)
  • Член “Phi Beta Delta” (Beta Tau Chapter) Honor Society for International Scholars, USA (с 2006) 


Обновлено: 11.08.2021 14:01:08
Версия для печати