российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   З   Захарченко Ирина Николаевна

Захарченко Ирина Николаевна

Кафедра/Центр

Кафедра истории и теории культуры, Кафедра кино и современного искусства

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат исторических наук, доцент

Биографические сведения

В 1982 г. окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук (1991), доцент (1997). Член Ассоциации искусствоведов (АИС)

Научно-педагогическая деятельность

Педагогический стаж с 1994 г. В РГГУ с 2006 г. С 2014 г. – доцент кафедры истории и теории культуры ОСКИ РГГУ, где читаю по программам бакалавриата курсы «История художественной культуры XIX – XXI вв.», «Медиа репрезентации художественной культуры», «Художественная культура Европы XIX – XXI вв.»; по программам магистратуры курс «Визуальные исследования». Являюсь штатным совместителем на кафедре кино и современного искусства ФИИ РГГУ, где читаю курс «Всеобщая история искусства» (по магистерским программам) 

Область научных интересов и сфера научной деятельности

  • Художественная культура ХХ века,
  • Воображаемый музей А.Мальро и его трансформация в цифровую эпоху,
  • научные основы искусства,
  • новые техники и технологии в искусстве,
  • цифровое искусство,
  • психофизиологические основы зрительского восприятия.

Публикации

  • Художественный язык изобразительных искусств и архитектуры. Учебное пособие. М., Социум, 1997.
  • Художественный язык пространственных искусств как средство выражения мировидения человека // Сб.: Культура в меняющемся мире. М., Социум, 1999.
  • К проблеме синтеза пространственных искусств // Сб.: Культура в меняющемся мире. М., Социум, 1999.
  • К проблеме художественного образа в живописи авангарда // Сб.: Грани культуры: Над чем размышляют, о чем спорят культурологи. М., 2003.
  • Проблема организации образного дискурса «Пользователь – Интеллектуальный Виртуальный Коммуникант» // LIX научная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2004. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  • Интеллектуальный виртуальный коммуникант: эмоциональная специфика высказываний // 7-я ежегодная международная конференция «Информатизация для всех: культура и технологии Информационного общества». EVA 2004, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  • Эмоциональные аспекты дискурса в технологии виртуальной реальности в проблеме формирования базы знаний // LX научная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2005. . (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  • Технология виртуальной реальности: эмоциональные аспекты дискурса // 8-я ежегодная международная конференция «Информатизация для всех: культура и технологии Информационного общества». EVA 2005, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  • Проблемы формирования дискурса с учетом «эмоциональных состояний» интеллектуального виртуального коммуниканта // 9-я ежегодная международная конференция «Культура и технологии информационного общества. Век ХХI». EVA 2006, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  • Подход к оценке эмоциональных характеристик для формирования реакций интеллектуального виртуального коммуниканта // LXIнаучная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2007. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  • Художественный музей и культурные трансформации современного общества // Сб.: Культурные трансформации в информационном обществе. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.
  • Художественный музей как храм современной культуры: Новые веяния в архитектуре и экспозиционной практике ХХ столетия. // Эл. публикация http://sociologist.nm.ru/articles/museum.htm 
  • Воображаемый музей А.Мальро как пространство культурно-исторической памяти // Сб.: Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М.: Изд-во РГГУ, 2008. 
  • Свет как фактор формирования «музея без стен»: к вопросу о современной музейной архитектуре // Сб.: Визуальные стратегии в искусстве: Свет, тень, отражение. М.: Изд-во РГГУ, 2008. 
  • Теоретические аспекты формирования культурной политики Франции в первые годы V Республики // Знание. Понимание. Умение. 2008, № 4.
  • Воображаемый музей А.Мальро в пространстве современной культуры // Мир музея. 2008, № 4.
  • Воображаемый музей: А. Мальро о судьбах искусства в современной культуре // Вопросы культурологии, 2008, № 10.
  • Виртуальная реальность: человек и знание. Телекоммуникационные проблемы // 11-я ежегодная международная конференция «Информационное общество, культура, образование» EVA 2008, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  • Формирование эмоций виртуального интеллектуального коммуниканта на основе оценки ситуации и его имплицитных представлений. // 12-я ежегодная международная конференция «Информационное общество, культура, образование» EVA 2009, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  • Виртуальная реальность в проблемах культуры // 13-я ежегодная международная конференция «Информационное общество, культура, образование» EVA 2011, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 21. Формирование баз знаний оцененных эмоциональных состояний // LXII Iнаучная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2011. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  • К проблеме визуальных стратегий европейского искусства 1960-х гг.: парижская группа GRAV // Сб.: Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве и методы их исследования. М.: Изд-во РГГУ, 2011.
  • Группа GRAV: к проблеме визуальных стратегий европейского искусства 1960-х гг. // Эл. журнал http://articult.rsuh.ru/article.html?id=1662326 24. Послевоенная геометрическая абстракция: Научные основания творческих поисков // Научное искусство: Материалы I Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: МИЭЭ, 2012. (В соавторстве с Ю.В.Подураевым).
  • Робототехника и компьютерные видеотехнологии: Поиск решений в композициях древнерусской иконографии // Научное искусство: Материалы I Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: МИЭЭ, 2012. (В соавторстве с Ю.В.Подураевым).
  • Наука – Искусство – Технологии. Учебное пособие. М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2013. (В соавторстве с Ю.В.Подураевым).
  • К вопросу о научных основах формирования художественных стратегий в европейском искусстве 1950-1960-х гг.: творчество Ф.Морелле // Особенности развития техник и технологий в современном изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне: Сборник научных статей из серии «Искусство и наука в современном мире». Вып. 1. Ярославль: Филигрань, 2014.
  • Живописный квадрат как пространство визуальных экспериментов: Й.Альберс и В.Вазарели // Произведение искусства как документ эпохи: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ). В 2-х ч. Часть 2. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, БуксМАрт, 2015.
  • Трансформация художественного сознания в век компьютерных технологий // Знание. Понимание. Умение. 2015.№ 3.
  • Художественные стратегии оп-арта в интеллектуальной истории ХХ века // Преподаватель ХХI век. Общероссийский журнал о мире образования. 2015. № 3.
  • Художественные проекты Олафура Элиассона в контексте современной экологической эстетики // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3.
  • Цифровые презентации искусства в контексте мультимедийных экспозиций: проблемы восприятия // Вестник РГГУ. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 6 (27).

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Ученый секретарь диссертационного совета Д 212.198.06 (по культурологии, историческим наукам)


Обновлено: 21.10.2018 11:36:51
Версия для печати