Бессмертная Ольга Юрьевна


Бессмертная Ольга Юрьевна


Кандидат культурологии, старший научный сотрудник Центра сравнительного изучения культур Востока и Запада ИВКА РГГУ.


Специалист по истории культур, литературе и журналистике мусульманских сообществ Западной Африки (хауса) и России (внутренняя Россия и Кавказ) конца XIX–начала ХХ в. Автор исследований, посвященных ответам мусульман на европейский колониальный вызов в писательских и поведенческих практиках, трансформациям «традиционного» знания, «культурному билингвизму», взаимным представлениям, кросс-культурным контактам и мусульманской политике российского государства. Занимается также проблемами российской модерности, конструирования культурных границ, коллективной и индивидуальной идентичности; социальными механизмами авантюризма, самозванчества, обмана; социальными функциями литературы и ориентализма. Теоретические и историографические интересы включают биографию как исследовательский жанр; отношения индивидуального и общего в истории; «микроисторию», «прагматический поворот», новую имперскую историю; концепции культуры.


В РГГУ с 1994 г.


Печатные труды:

Книги, составительство и разделы в коллективных монографиях:

  • Мусульманский Азеф, или Энциклопедия русской жизни: игра в Другого на пространствах поздней Империи («Языки славянских культур», 2011).
  • Раздел в коллективной монографии: Культурный билингвизм? Игра смыслов в одной скандальной статье (Из истории отношений мусульманских оппозиционеров и русских «государственников» в позднеимперской России) // Россия и мусульманский мир: инаковость как проблема. Под ред. А.В. Смирнова: ИВКА: Orientalia et Classica; ИФ РАН; Языки славянских культур, 2010. С. 197-383 (11 а.л.).
  • Российское государство и российские мусульмане: полемика о панисламизме (1907-1914). Учебное пособие (9 а.л.). Смольный институт свободных искусств и наук, СПГУ.
  • Ред-сост. и зам. гл. ред.(с М.А.Бойцовым): Homo Historicus: К 80-летию со дня рождения Ю.Л. Бессмертного. М., 2003. Т. 1-2. (Т. 1: 799 стр.; Т. 2: 407 стр.; всего: 77,1 уч-изд.л.).
  • Ред.-сост. дискуссионной рубрики: Иная «Иная история»? (5 а.л.) // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории – 2003. М., 2003. С.479-594.
  • Христиане в представлениях мусульман: конструирование Другого (Хаусаленд, начало ХХ века). Сер. Orientalia et classica. М., Изд-во РГГУ, 2001 (18 а.л., в печати).
  • Раздел в коллективной монографии: Литература на языке хауса // История всемирной литературы. М., "Наука", 1994, т.8, с.693-97, 743-44.
  • Раздел в коллективной монографии: Литература на языке хауса //  "История всемирной литературы", М., "Наука", 1990, т.7, с.691-95, 741.


Статьи и переводы первичных источников


  • Как рассказать биографию негодяя? (Мусульманский Азеф, или ровесник Ленина) // Право на имя: Биографика 20 века. Чтения памяти В. Иофе. Научно-информационный центр «Мемориал. СПб; Европейский университет в СПб. (1 а.л.)
  • Ахметуковедение: создание национального писателя в адыгейском литературоведении // Фальсификации и конструирование этнократических мифов. Под ред. В.А.Шнирельмана и А.Е.Петрова. ОИФН РАН.
  • «Мусульманский Азеф», или игра в Другого: метаморфозы Магомет-Бека Хаджетлаше // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 9. М., изд-во РГГУ (7 а.л.).
  • A Muslim Double Agent Illuminates Russian Imperial Culture / Ed. by R.Wessling // Stanford University, Center for Russian, East European & Eurasian Studies Chronicle. Summer/Autumn 2008, p. 29-30.
  • Le "panislamisme" existait-il? La controverse entre l’Etat et les réformistes musulmans de Russie (autour de la « Commission spéciale » de 1910). // Le choc colonial et l’islam. Les politiques religieuses des puissances coloniales en terre d’islam. – P., « La Decouverte », p. 485-515.
  • Перевод: Отрывок из поэмы мусульманского мыслителя Альхаджи Умару о колониальных войнах в Западной Африке. 1899-1901 гг.// История Африки в документах: 1870-2000. Том 1. М., Наука, 2005 с.285-289.
  • Эти странные, странные страны: как мусульмане «конструировали» христиан в Хаусаленде в начале ХХ века? (Логические основания и измерения индивидуального) // Индивидуальное и коллективное в истории. Материалы научной конференции. СГУ, сентябрь 2001 г. Саратов, СГУ,.с.15-25, 0,5 п.л.
  • Откуда вопрос о логических основаниях? (Один из возможных разговоров с Ю.Л. Бессмертным) // Индивидуальное и коллективное в истории. Материалы научной конференции. СГУ, сентябрь 2001 г. Саратов, СГУ, с.6-14, 0,5 п.л.
  • Ю.Л. Бессмертный и «новая историческая наука» в России (в соавт. с Н.Копосовым) // Homo Historicus, Т.1. С.122-160. (2 а.л.).
  • Введение (в соавт. с М.Бойцовым) Там же. Т. 1. С. 16-26. (0,5 а.л.).
  • Вокруг последних работ Ю.Л. Бессмертного (введение к рубрике) // Там же. С. 479-483 (0,2 а.л.).
  • Иная логика странного прошлого: в ней ли казус? // Там же. С. 497-512, 584-586. (0,9 а.л.).
  • По-прежнему не подводя итогов… // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории - 2003. С.576-583, 592-594. (0,5 а.л.).
  • “Уйти, чтобы остаться”: проблема целостности мусульманской общины в хаусанской поэме о европейском завоевании. (включает публикацию источника: “Приход христиан” – Поэма на хауса, приписанная последнему халифу Сокото Аттахиру I) // Вестник РГГУ, № 4, 2000. Институт восточных культур. Исследования и переводы. Кн. 2. С. 118-175 (3 а.л.).
  • Русская культура в свете мусульманства: текст и поступок. // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Под ред. А. Журавского. М.: 2000, изд-во ББИ. С. 469-530  (3 а.л.).
  • A Hausa Author's Idea of Literature as an "About-Face" Response to the British Literary Challenge. // Multiculturalism and Hybridity in African Literatures. Ed. H. Wylie and B. Lindfors. Lawrenceville, New Jersey.: 2000, Africa World Press. P.87-102. (0,5 а.л.).
  • Автореферат диссертации на степень канд. культурологии: Христиане-европейцы в представлениях мусульман Хаусаленда: культурные стратегии конструирования “другого” (начало ХХ века) (2 а.л.).
  • Об истории в культуре и культуре в истории (фрагментация историописания и социальная ответственность историка) // Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. Доклады и выступления на конференции. 5 - 6 октября 1998. М., с. 253- 259.
  • "Мусульмане в постсоветском пространстве" (Материалы "круглого стола, проходившего в Институте восточных культур в январе 1997 года) // в соавторстве с А.В.Журавским, М.Д.Назарли, А.Кудрявцевым. -Диа-Логос. Религия и общество. 1997. Москва. "Истина и жизнь", с.265-283 (участник дискуссии).
  • Русская культура в свете мусульманства: мусульманский журнал на русском языке, 1908-1911 // Одиссей -1996. М., "Наука", 1996, с.268-286, 358-59.
  • Чтобы в мире не прибавилось зла. (Обсуждение за "круглым столом": Ислам и христианство в меняющемся мире: проблема взаимоотношений".) // Восточный экспресс, М., 1993, № 1, с.19-27 (участник дискуссии).
  • "Правильный вымысел": идея литературы в понимании одного хаусанского автора // 'Scribantur haec.' Проблема автора и авторства в истории культуры". Научная конференция. М., 1993, изд-во РГГУ, с.44-46, 105-106.
  • "Взрослые вопросы" к хаусанской литературе: освоение авторского художественного вымысла. К постановке проблемы // Взаимодействие культур и литератур Востока и Запада.  / Под ред. П. А. Гринцера, И. Д. Никифоровой. М., Наука, 1992. Вып. 2: Принципы исследования литератур Африки в системе мировой литературы. С. 269-287.
  • "Приход христиан", "прогресс" и судьбы мира: координаты восприятия мусульманами Хаусаленда европейцев и европейской цивилизации (1900-1950) //Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. Май 1992. Тезисы докладов и научных сообщений. М., с.25-31.
  • Лаборатория возникновения жанра: авторский сюжетный вымысел (первые повести на языке хауса). // V Всесоюзная конференция африканистов 'Новое мышление и Африка'. Тезисы докладов и научных сообщений. М., 1991. Вып. 4, ч. 2, 47-51.
  • Письмо С.Зунгура к А.Кано: аджами, латиница и культурная ориентация // Язык в Африке: лингвистические проблемы в современной африканистике. Материалы сессии научного совета АН СССР по проблемам Африки. М., 1988. Вып. 2, с.42-47.
  • Г.Фэрнисс. Литература хауса: состояние и перспективы изучения. // Общественные науки за рубежом, сер. 7: "Литературоведение, №4, 1986.
  • Система культурных ценностей в произведениях на языке хауса 2й половины 20 века. // IV Всесоюзная конференция африканистов 'Африка в 80-е годы: итоги и перспективы развития'. Тезисы докладов и научных сообщений. М., 1984. Вып. 4, ч.1, с.106-109.
  • Предки // Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982, "Советская Энциклопедия". Т.2, с.333-335. (В соавторстве с А.Л.Рябининым). (Несколько изданий).
  • Оценочные суждения хаусанского интеллигента // "Вторая всесоюзная школа молодых востоковедов (Тбилиси, октябрь 1982). Тезисы." ИВ АН СССР. Т.2, с.163-166.
  • К методике выделения сказочных функций //Литература двух континентов, изд-во МГУ, 1979, с. 168-175.
  • Ги Никола. Социальная динамика и восприятие мира в одном из хаусанских обществ //Реферат.  "Общественные науки за рубежом", сер. 9: "Востоковедение и африканистика", № 1, 1978.
  • Опыт морфологического анализа фольклорной прозы хауса // "Математические методы в историко-культурных и историко-экономических исследованиях", М., 1977, "Наука", с. 191-234.
  • Человек в литературе хауса: “свои” и “другие”: Количественный анализ путевого очерка А. Кано “Motsi ya fi zama” (“Двигаться лучше, чем оставаться на месте”). (Дипломная работа, кафедра африканистики/кафедра литератур Азии и Африки, ИСАА при МГУ). 1976.


Публикации историографических источников и переводы научных статей:


  • Публикация (монтаж текста, восстановление аппарата, введение, комментарий): Ю.Л. Бессмертный. Рыцарское счастье – рыцарское несчастье (Западная Европа, XII-XIII вв.). (1,8 а.л.) // В своем кругу: Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала Нового времени. М. 2003. (С. 49-82.).
  • Публикация: Ю.Л. Бессмертный. О понятиях «Другой», «Чужой», «Иной» в современной социальной истории. //Казус: Индивидуальное и уникальное в истории - 2003. С. 492-496. (0,2 а.л.).
  • Публикация: Ю.Л. Бессмертный. Индивид и понятие частной жизни в средние века (в поисках нового подхода) // Там же. С. 484-491. (0,5 а.л.).
  • Публикация, монтаж текста, восстановление аппарата, представление, коммент.: Юрий Бессмертный. Другое средневековье,  другая история средневекового рыцарства: Материалы к лекции  //Homo Historicus… Т.1. С. 72-99. (1,5 а.л.).
  • Публикация, монтаж текста, представление, коммент.: Юрий Бессмертный. Зима тревоги нашей. Судьбы историков в пост-перестроечной Москве // Там же. Т.1. С. 56-71. (0,8 а.л.).
  • Публикация, представление, коммент.: Юрий Бессмертный. Август 1991 г. глазами московского историка: Судьбы медиевистики в СССР // Там же. Т.1. С. 29-55. (1,3 а.л.).
  • Ред. перевода: Д. Бартелеми. Рыцарство. «Первый феодальный период» (XI-XIIвв.) // Там же. Т.1. (0,8 а.л.).
  • Ред. перевода: Ж. Ревель. Возвращение к событию: пути историописания // Там же. Т.1. (1,1 а.л.).
  • Ред. перевода: М. Мастрогрегори. Освобождение от прошлого // Там же. Т.1. (0,7 а.л.).
  • Ред. перевода: Ж.-М. Мартэн. “История современности” в южной Италии IX в.: “Ystoriola” Эрхемперта // Там же. Т.1 (0,7 а.л.).
  • Ред. перевода: Г. Спигел. Мишель Фуко и проблема генеалогии // Там же. Т.1. (0,8 а.л.).
  • Ред. перевода: Ж. Дагрон. Размышления византиниста о Восточной Европе // Там же. Т.1. (0,7 а.л.).
  • Ред. перевода: Г. Яриц. Конструирование «себя» и «другого». Позднесредневековые визуальные образы и создание идентичностей // Там же. Т.1(0,5 а.л.).
  • Ред. перевода: Д. Бартелеми. Рыцарство. «Первый феодальный период» (XI-XIIвв.) // Там же. Т.1. (0,8 а.л.).
  • Публикация и введение: Ю.Л. Бессмертный. Пути медиевиста в СССР // Французский ежегодник – 2002. М., 2002. С. 247-271. (введение: С. 247-250). (1,3 а.л.).




Назад в раздел