Воля Елена Сергеевна


Фото РГГУ.jpg


Воля Елена Сергеевна, elenavolya@mail.ru

Родилась 19 июля 1969 в семье офицера в Виннице. Росла по месту службы отца. Училась в школе г. Чехов, 1976-1986 гг. В третьем поколении продолжает педагогическую династию.

Образование: Серпуховское педагогическое училище, 1986-1988 гг. Московский государственный открытый педагогический университет, 1900-1995 гг. Экспериментальная группа первого выпуска психологов в образовании. Квалификация: практический психолог. Специальность: теория и методика воспитательной работы. Аспирантура РАО, 1995-1998.

Диссертация канд. психол. н. «Феномен отношения учителя к профессиональной деятельности», РГГУ, 2006. Звание доцента присвоено по кафедре теория и история психологии, РГГУ, 2012.

Педагогическая и научная деятельность:

Учитель – 1989-1993 гг.

Психолог – 1993-1997 гг.– организация психологической службы в образовательных учреждениях Моск. обл.

Аспирантура РАО – 1995-1998 гг. Исследования в области профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних. Работа с архивом науч. рук. проф. Пирожкова В.Ф., одного из первых психологов в системе МВД, развивавшего юридическую психологию как науку. 

Старший преподаватель МГПУ – 1997-2002 гг. - преподавание дисциплин блока социальной психологии. Награждена грамотой Департамента образования г. Москвы за повышение квалификации педагогических кадров.

Старший научный сотрудник РАО – 2002-2010 гг. Исследование педагогических коллективов (управление, готовность к изменениям).

Преподавание дисциплины «Психология управления», ГАСИС – 2005-2010 гг.

Преподавание дисциплины «Психология», Высшие богословские курсы при Московской духовной академии (Сергиев-Посад), 2007–2011 гг.

Доцент РГГУ – 2005-2016 гг., зам. зав. кафедрой теории и истории психологии.

Ответственный секретарь журнала Вестник РГГУ. Серия: Педагогика. Психология. Образование – 2010-2016 гг.

Преподавание дисциплин: Профессиональная этика, Культурно-исторический подход в психологии, Поликультурное образование. Опубликованы труды по основным проблемам преподаваемых дисциплин. 

Победитель конкурса публикаций сотрудников РГГУ – 2012, 2013, 2014 гг.

Повышение квалификации: История и философия науки – философский факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. Современные технологии разработки электронных учебно-методич. комплексов и их применение в учебном процессе вуза, Томский гос. университет, 2012.

Область научных исследований: развитие человека в учении, воспроизводство учительства, становление университета.

Предложила понятие «Образовательная биография». Разработала метод «Нормативный анализ образовательной биографии», позволяющий исследовать проблему развития человека в учении.

Основные определения. Учительство – воспроизводство целостности ценностей знания и личности в другом (2012). Педагогическая миссия – служение по призванию (2005).

      Научно-исследовательские работы:

Страница в РИНЦ, Индекс Хирша – 4

      Монографии:

1. Воля Е.С. Образовательная биография [Текст] - М.: РГГУ, 2014. – 210 стр. – Библ.: с. 190-204. Глоссарий: с. 204-209. ISBN: 978-5-7281-1601-1 

2. Воля Е.С. О методе: Нормативный анализ образовательной биографии: Монография. [Текст] М.: МАКС Пресс, 2012. – 172 с. (Серия: Образовательная биография. Выпуск 1).

       Статьи:

Культура как воспроизводство достоинства [Электронный ресурс] // Сетевой журнал "Гефтер". URL:  http://gefter.ru/archive/12985 (дата обращения: 07.11.2016).

О (прото)философии образования // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование» М.: РГГУ, 2015. № 2. С. 113-128. 

Образовательная биография Джона Стюарта Милля и ее значение для становления культуры учения // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование» М. РГГУ, 2015. № 1. С. 38-46

Об интересе в автобиографических текстах В.В. Розанова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование» М.: РГГУ, 2015. №4(147). С.146. 

О личностном росте и воображении (рецепция Жана-Поля Сартра) // Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. 16-20 ноября 2015 г. С. 38-40. 

Образовательная биография Ивана Сеченова // 150 лет «Рефлексам головного мозга». Сборник научных трудов юбилейного симпозиума, посвященного изданию статьи И.М.Сеченова (23 ноября 1863 г.) [Текст] / Отв. ред. А.Ю. Алексеев, Ю.Ю.Петрунин, А.В.Савельев, Е.А.Янковская. – М.: ИИнтеЛЛ, 2014. с. 71-82. ISBN: 978-5-98956-0006-6. 

О понятии человеческой цельности // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Психологические науки» М. РГГУ, 2014. №20 (142). С. 202-208. 

О культурных нормах образования в публицистических текстах Василия Розанова [Текст] // Профессиональное образование и общество - Ярославль: «ПКФ СОЮЗ-ПРЕСС». 2014. №1 (9). С. 88-95. ISSN: 2227-9652 

Концепт человеческого достоинства и этические концепции // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. М.: РГГУ, 2013. №18(119). С. 31-44. 

О соответствии метода исследуемому предмету в нормативных исследованиях // Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология». М.:ПСТГУ, 2013. №2(29) С. 142-148. 

Reproduction of human dignity as an idealized norm of teaching. 23rd World Congress of Philosophy (WCP 2013)School of Philosophy, National & Kapodistrian University of Athens, Greece. 2013. 

Нормативный подход к воспроизводству учительства в культуре // Профессиональное образование и общество. Ярославль: «ПКФ СОЮЗ-ПРЕСС». 2012. №2. с. 10-17 (в соавт. Чусов А.В.). 

Педагогическая миссия в созидании православной культуры (по наследию прот. Василия Зеньковского) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. М.:ПСТГУ, 2012. №25. С. 70-79. 

Исследование воспроизводства учительства при нормативном анализе биографических материалов // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27–30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. II. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. С. 170-171. 

Архетип учительства // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4. Педагогика. Психология. М.:ПСТГУ, 2010. №17. С. 36-41. 






Назад в раздел