Евграфова Светлана Маратовна


 

Кандидат филологических наук (1987), доцент кафедры русского языка факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ.


Биографические сведения:

В 1977–1982 гг. училась на Отделении структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, 1982–1986 годах – там же в аспирантуре, в 1987 году защитила кандидатскую диссертацию. С 1988 года работает в МГИАИ, который в 1991 году был преобразован в РГГУ.

Первые три года преподавала только русский язык как иностранный, позже стала преподавать различные лингвистические дисциплины на самых разных факультетах РГГУ (от современного русского языка и введения в языкознание до французского и древнерусского языков, от спецкурса «Речь действующих лиц истории и историков» до когнитивной психологии). С 1989 года параллельно с преподаванием в университете стала преподавать русский язык в лицейских классах при РГГУ (МГИАИ) и занималась этим 19 лет. С 1994 по 2004 год была научным редактором газеты (сейчас это журнал) для учителей «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»; до сих пор продолжает сотрудничать с изданием в качестве автора.


Область научных интересов и сфера научной деятельности:

С.М. Евграфова – специалист в области структурной и прикладной лингвистики, но преподавание русского языка как родного и как иностранного, которым С.М. Евграфова занималась последние 25 лет, определило основную сферу её научных интересов. Больше всего её интересуют взаимоотношение человека с его родным языком; её научная деятельность затрагивает:

  • речевое и когнитивное развитие человека;
  • идиостили и язык художественной литературы;
  • теорию и методику преподавания языков, в первую очередь – русского;
  • социо- и психолингвистические аспекты двуязычия.


Научно-педагогическая деятельность:

В РГГУ (МГИАИ) с 1988 года.

Читает курсы лекций «Введение в языкознание», «Старославянский язык», «Теория и методика преподавания русского языка», «Профессиональная грамотность и корректура», «Написание и редактирование текста», «Современный русский язык», «Основы стилистики и литературного редактирования», «Редактирование текста и прагматика», «Аналитическое чтение учебных и научных текстов», «Аналитическое чтение художественных и публицистических текстов» и др.


Основные публикации:

  • Русский язык и культура речи. Учебное пособие. М., 2009 (1-е изд.), 2012 (2-е изд.). 296 с. (в соавторстве с Е.П. Буториной)
  • Прикладная русистика в эпоху глобализации // Русский язык зарубежья. СПб., 2013. Сс. 40–60.
  • Становление письменной речи и обучение родному языку в школе и вузе // Онтолингвистика – наука XXI века. СПб., 2011. Сс. 287–291.
  • Языковая рефлексия билингва и вопросы преподавания // Проблемы онтолингвистики-2012. Спб., 2012. Сс. 498–504.
  • Стилевая дифференциация текста и языковая рефлексия пишущего // Доклад на международной конференции «Маргиналии-2012: границы культуры и текста», Касимов, 2012 
  • Спонтанная письменная речь как объект стилистического исследования // "Язык как материал словесности". Сборник научных статей к 90-летию профессора А.И.Горшкова. М., 2013. Сс. 53-61.
  • Задачи по лингвистике: Учеб. пособие / РГГУ. М., 1991. Ч. 1. 104 с. Соавт.: Алексеев М.Е., Беликов В.И., Журинский А.Н., Муравенко Е.В.
  • Перевод (в соавт.): Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М., 1991. 568 с.
  • Автор ряда статей по русскому языку в энциклопедии для детей «Аванта+».
  • Автор более 100 научно-методических и методических публикаций в газете (журнале) для учителей «Русский язык» (Издательский дом «Первое сентября).
  • Член Международного общества по прикладной психолингвистике.

Имеет благодарность окружного методического центра Центрального окружного управления образования департамента образования г. Москвы за проведение цикла консультационных занятий в рамках подготовки победителя московского конкурса В.В. Кириченко к заключительному этапу Всероссийского конкурса «Учитель года – 2012»: в итоге В.В. Кириченко стала победителем конкурса «Учитель года – 2012».



Назад в раздел