российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   Х   Ховрина Гелена Борисовна

Ховрина Гелена Борисовна

Кафедра/Центр

Кафедра психологии и педагогики образования

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат психологических наук, доцент

Биографические сведения

Родилась на Южном Урале в маленьком городе большой страны. Первое образование получила в Орском педагогическом институте и продолжила обучения в аспирантуре Психологического института Российской Академии образования. Опыт работы в школе в качестве учителя заставил задуматься над тем, что же не знаю и почему не получается научить тех, с кем много отрабатываешь материал, дополнительно занимаешься, но полученные ими знания не переносятся в практику и не используются на другом материале. Знакомство с научными работами Кравцовой Елены Евгеньевны, доктора психологических наук, автора образовательных программ для детей и подростков, помогло задуматься над психологической незрелостью учащихся, испытывающих трудности при усвоении учебного материала. В дальнейшем в процессе совместной исследовательской работы с Кравцовой Е.Е удалось понять причины психологической незрелости младших школьников и разработать программы коррекционной работы с ними. Результаты исследования были представлены в диссертации на тему "Психологические особенности работы с детьми, не готовыми к обучению в школе". Диссертационная работа была защищена в Психологическом институте РАО в 1997 г. С 2002 года по 2013 возглавляла факультет социальной психологии и педагогики. Принимала активное участие в апробации авторской программы развивающего обучения для детей от 3 до 10 лет "Золотой ключик", "Мастер" и "Открытие" (Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Бережковская)Е.Л.) . В настоящее время работаю на кафедре психологии и педагогики образования института психологии им.Л.С.Выготского. 

Научно-педагогическая деятельность

В РГГУ с 2002 года. Научно-педагогическая деятельность связана с преподавательской деятельностью в ВУЗе и организацией психологической службы в школе.
Читает курсы лекций:
  • «Психопедагогика»,
  • «Экспериментальный психологический театр»,
  • «Методы психологической коррекции».

Область научных интересов и сфера научной деятельности

Область научных интересов и сфера научной деятельности связана с разработкой и апробацией коррекционных программ для разных возрастных групп с разным типом нарушений в психическом и личностном развитии.

Публикации

Основные публикации:

  • Общение, взаимодействие и сотрудничество в образовательной практике. М., 1995.
  • Психологическая коррекция готовности детей к обучению в школе // Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей. М.-Красноярск, 1999.
  • Психологические особенности развития общения и речи у детей, не готовых к обучению в школе // Культурно-историческая психология развития. М., 2001.
  • Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе. Учебно-методическое пособие. Лекции 1-4.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
  • Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе. Учебно-методическое пособие. Лекции 5-8: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
  • Коррекция развития детей дошкольного возраста: возможности культурно-исторического подхода // Вестник РГГУ. 2006, №1. С.223-243.
  • Психологические особенности коррекции не готовности к школьному обучению в контексте культурно-исторической концепции Л.С.Выготского // Обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Сборник научных трудов. Ровно: ДРГУ, 2007. С.46-49.
  • Особенности общения девиантных подростков со сверстниками // Девиация и делинквентность: формы социального контроля в образовательном учреждении. Материалы научно-практической конференции, М., 2007. С.15-25 (в соавторстве с Е.Е.Кравцовой, Г.С.Яскевич).
  • Психологичекие аспекты образования, направленные на развитие личности в контексте образовательной психологии Л.С.Выготского // Исследование идей Выготского: пересекая границы. Материалы 17-ой ежегодной конференции EECERA. Прага, 2007.


Обновлено: 23.10.2018 19:42:06
Версия для печати