Христофорова Ольга Борисовна


Директор Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, профессор Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ.

Окончила кафедру этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1992), аспирантуру Института высших гуманитарных исследований РГГУ (1996). Кандидат культурологии (1997), доктор филологических наук (2011).

Область научных интересов и сфера научной деятельности:

Специалист в области социокультурной антропологии, фольклористики, визуальной антропологии, медицинской антропологии.

Тематика исследований – мифология и демонология, обряды и ритуализованное поведение, народная герменевтика.

Научно-педагогическая деятельность:

В РГГУ с 1997 года. Читает курсы лекций «Социальная (культурная) антропология», «Мифо-ритуальные системы», «Социология и антропология духовной жизни», «Миф, символ, ритуал», «Семиотические методы в гуманитарных и социальных науках», «Визуальная антропология», «Медицинская антропология».

Автор 130 работ.

Основные публикации:

Монографии

  • Логика толкований: Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах. М.: РГГУ, 1998. 114 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 25)
  • Колдуны и жертвы: Антропология колдовства в современной России. М.: РГГУ; О.Г.И., 2010. 432 с. Тираж 1000 экз. (Нация и культура / Антропология/ Фольклор: Новые исследования)
  • Икота: мифологический персонаж в локальной традиции. М.: РГГУ, 2013. 305 с. Тираж 1500 экз. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)

Составление и редактирование

  • Язык, культура и общество: Сб. науч. ст. и учеб.-метод. материалов / Сост. А.В. Дыбо, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2001. 428 с.
  • Сны и видения в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты / Сост. О.Б.Христофорова. М.: РГГУ, 2002. 382 с. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)
  • Миф, символ, ритуал. Народы Сибири / Сост. О.Б.Христофорова. М.: РГГУ, 2008. 354 с. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)
  • Сваренный шаман, лживая рабыня и другие: 75 задач по фольклористике, антропологии, социолингвистике: учеб. пособие / Сост.: А.С. Архипова, С.А. Бурлак, И.Б. Иткин, С.Ю. Неклюдов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010 (2013). 205 с. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)
  • Пространство колдовства / Сост. и автор пред. О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010. 315 с. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)
  • In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1. / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. 545 с.
  • In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 2. / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: Индрик, 2013. 400 с.
Статьи
  • Некоторые подходы к исследованию «нормативной герменевтики» // Невербальное поле культуры. Тело. Вещь. Ритуал. М.: РГГУ, 1996. С. 63-70.
  • Моделирование поведения в традиционной культуре: к вопросу о функциях фольклора // Мифология и повседневность. Материалы научной кон­фе­ренции (18-20 февраля 1998 г.). СПб., 1998. С. 14-23.
  • От этнографического фильма к индейскому кино. Деятельность Мексиканского Национального Института исследований индейских культур // Материальная база сферы культуры. Науч.-информ. сб. Вып. 2. М.: изд. РГБ, 1998. С. 53-61.
  • Социокультурные аспекты риторических приемов в традиционных обществах // Вестник РГГУ. Вып. 2. ИВГИ за письменным столом. М.: РГГУ, 1998. С. 98-103.
  • Особенности коммуникативного поведения народов Сибири и их роль в межкультурном общении // Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей / Отв. ред. Н.В.Уфимцева. М., 1998. С. 224-231.
  • К вопросу о структуре приметы // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. 1998. № 6. C. 30-47.
  • Риторика антропологического фильма // Материальная база сферы культуры. Науч.-информ. сб. Вып. 4. М.: Изд. РГБ, 1999. С. 41-49.
  • Как избежать несчастья: актантная структура поведенческих текстов // Вестник РГГУ. Вып. 4. Восток: Исследования. Переводы. Кн. II. М.: РГГУ, 2000. С. 405-412.
  • Национальные стереотипы коммуникативного поведения и их влияние на межэтнические взаимодействия // Язык и этнический конфликт. М.: Гендальф, 2001. С. 99-114.
  • Гадание как моделирование событий (к вопросу о программирующей функции ритуала) // Труды по культурной антропологии: Памяти Г.А.Ткаченко / Сост. В.В. Глебкин. М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2002. С. 346-356.
  • Функции смеха в ритуале: смех как знак // Смех: истоки и функции / Под ред. А.Г. Козинцева. СПб.: «Наука», 2002. С. 75-82.
  • Получение дара (рассказы о шаманском становлении у нганасан) // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 10. 2003. C. 87-105.
  • Current Tendencies in Russian Documentaries // XV ICAES 2K3 Humankind/Nature Interaction: Past, Present and Future. Florence, Italy. July 5-12, 2003. Abstract Book. Vol. II. P. 1334 (Session «Visual Anthropology»).
  • Между сциентизмом и романтизмом: Клиффорд Гирц о перспективах антропологии // Новое литературное обозрение. 2004. № 6 (70). С.32-39.
  • Визуальная антропология: российская действительность и зарубежный опыт // I Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник материалов. Т. 2. М., 2006. С. 98-110. 0,9 п.л.
  • Символическая интерпретация социального дискурса (рассказы о деревенских колдунах) // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. / Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. С. 184-202.
  • Проблемы сохранения и популяризации культурного наследия: опыт Великобритании // Обсерватория культуры. 2006. № 2. С. 71-75.
  • К вопросу об аудитории антропологических фильмов // III Московский фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник». 8-13 октября 2006 г. Сборник статей. М.: ТЕИС, 2006. С. 139-168.
  • «Дети природы», или этнические проекты региональных киностудий // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2006. № 3. С. 437-462.
  • Интерпретации молчания: речевой этикет народов Севера в заметках путешественников и по данным фольклора // Arbor mundi. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. Вып. 12. 2006. C. 82-194.
  • Заметки о колдовстве и естественных надобностях // АБ-60. Сборник статей к 60-летию А.К. Байбурина / Ред. Н.Б. Вахтин, Г.А Левинтон и др. (Studia Ethnologica. Труды факультета Этнологии. Вып. 4). СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. С. 168-176.
  • Создавая будущее: марийцы в объективе кинокамер // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2007. № 4. С. 261-282.
  • Медведь и сом: типология мотива // Миф, символ, ритуал. Народы Сибири / Сост. О.Б. Христофорова; Отв. ред. С.Ю. Нек­людов. М.: РГГУ, 2008. (Традиция-текст-фольклор: типология и семиотика). С. 193-221.
  • «У меня есть слово»: традиционный речевой этикет и проблемы этнического самосознания в авторских текстах // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Фольклористика». 2008. № 9. С. 303-321.
  • Некоторые проблемы современной российской визуальной антропологии // Аудиовизуальная антропология: теория и практика. М.: ТЭИС, 2008. С. 63-71.
  • Полевые методы в визуальной антропологии // Аудиовизуальная антропология: история с продолжением. М.: Ин-т наследия, 2008. С. 59-67.
  • Концепты «знать» и «делать» в народной культуре // «Кирпичики»: Фольклористика и культурная антропология сегодня. М.: РГГУ, 2008. С. 364-380.
  • Мифология в повседневной жизни старообрядцев Верхокамья // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, 27-28 октября 2006 г.) / Отв. ред. И.В. Поздеева. Ч. 2. История, книжность и культура русского старообрядчества. Ярославль, 2008. С. 255-274.
  • Несказочная проза и символическая стратификация социального пространства // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». 2009. № 9. С. 138-158.
  • Мифологическая традиция Верхокамья // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». 2009. № 9. С. 359-368.
  • О магах, маглах и дозорах: новые старые социальные мифы // Миф в фольклорных традициях и культуре новейшего времени. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 57). М.: РГГУ, 2009. С. 35-48.
  • Икота: к вопросу о генезисе мифологического персонажа // Живая старина. 2009. № 4. С. 20-23.
  • «Стрях и надсада – напраслинная смерть...» // Живая старина. 2010. № 1. С. 49-51.
  • К вопросу о семантике антропоморфных изображений у северных самодийцев // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Языкознание». 2010. № 9. С. 230-239.
  • «Робячьи муки», или кувада по-верхокамски // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». 2010. № 11. С. 279-287.
  • Spirit possession in a present-day Russian village // Folklorica. Journal of the Slavic and East European Folklore Association. 2010. Vol. XV. P. 27-64.
  • Концептуальное пространство колдовства: Предисловие // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2010 С. 7-10. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)
  • Антропологические подходы к изучению феномена колдовства // Пространство колдовства / Сост. О.Б. Христофоров. М.: РГГУ, 2010. С. 11-59. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика)
  • Охотник и два медведя: о возможном источнике эскимосского мифа // «Не любопытства ради, а познания для...» К 75-летию Юрия Борисовича Симченко / Ред. Н.А. Дубова, Ю.Н. Квашнин. М.: Старый сад, 2011. С. 273-282.
  • Что делает приговорщик, или полисемия как механизм порождения мотива // Вестник РГГУ. Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». 2011. № 9. С. 166-177.
  • Книжный апокриф и актуальная демонология («Сосуды непокровенные» в русской традиции) // Мифологии «живые» и книжные: программа и материалы / Сост. А.С. Архипова, Н.В. Коптев, С.Ю. Неклюдов. М.: ЦТСФ РГГУ, 2011. С. 34-35.
  • Демонология как семиотическая система // Живая старина. 2012. № 1. С. 66-69.
  • Научная школа теоретической фольклористики // Дни аспирантуры РГГУ: Материалы научных конференций, Материалы Круглого стола. Научные статьи. Переводы. Вып. 6: В 2 ч. Ч. 1 / Редкол.: Д.П. Бак (отв. ред.) и др.; Сост.: Л.П. Трембич, В.И. Еремеева; Рос. гос. гуманит. ун-т. Управление аспирантурой и докторантурой. М.; РГГУ, 2012. С. 192-206. (В соавторстве с С.Ю. Неклюдовым)
  • О «чертовых воротах», просыпанной соли и «шарфике невезения», или Магические практики в современном городе // Фольклористика и культурная антропология сегодня: Тезисы и материалы международной школы-конференции – 2012 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев. Москва: РГГУ, 2012. С. 426-427.
  • Что произошло во время встречи прп. Макария Великого с бесом? Канон и апокриф // Демонология как семиотическая система. Тезисы докладов Второй научной конференции. Москва, РГГУ, 15-16 июня 2012 г. М., 2012. С. 75-83.
  • О нарративах, границах и внимательном чтении // Антропологический форум. № 16. СПб.: МАЭ РАН; ЕУ в СПб., 2012. С. 492-500.
  • Как выглядит икота? // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1. / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. М.: РГГУ, 2012. С. 123-148.
  • Визуализация болезни как механизм символического лечения // Визуальное и вербальное в народной культуре: Тезисы и материалы международной школы-конференции – 2013 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев. Москва: РГГУ, 2013. 339 с. С. 264-267.
  • «Худенька рубашка, да и то переменка»: жены и «подруги» в жизни верхокамских мужчин в XX в. // Визуальное и вербальное в народной культуре: Тезисы и материалы международной школы-конференции – 2013 / Сост. А.С. Архипова, С.Ю. Неклюдов, Д.С. Николаев. Москва: РГГУ, 2013. 339 с. С. 322-323.
  • Семинар «Визуализация невидимого: влияние текста и контекста» // Визуальное и вербальное в народной культуре: тезисы и материалы Международной школы-конференции — 2013 / Cост. А. С. Архипова, С. Ю. Неклюдов, Д. С. Николаев. М.: РГГУ, 2013. С. 325.
  • Коммунисты как колдуны и колдуны как партия: рецепция советской власти в старообрядческих общинах Урала // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: сб. статей / Cост. А. Архипова. М.: РГГУ, 2013. С. 92-104.
  • Упавшая крыша и дочь колдуна, или о коллективности представлений и индивидуальности толкований // Запретное / допускаемое / предписанное в фольклоре / Ред.-сост. Е.Н. Дувакин, Ю.Н. Наумова. М.: РГГУ, 2013. С. 228-248. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).
  • Земля, лёд и глаза: заметки к мифологии нганасан // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: РГГУ, 2013. С. 147-172. (Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика).

Рецензии

  • Рец. на кн.: Christine D. Worobec. Possessed: Women, Witches and Demons in Imperial Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2001 // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2004. № 1. С. 594-602.
  • Рец. на кн.: Chris J. Chulos. Converging Worlds: Religion and Community in Peasant Russia, 1861-1917. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2003 // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2005. № 3. С. 617-623.
  • Рец. на кн.: John-Paul Himka and Andriy Zayarnyuk (Eds.), Letters from Heaven: Popular Religion in Russia and Ukraine (Toronto, Buffalo and London: University of Toronto Press, 2006 // Ab Imperio. Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве. 2007. № 3. С. 47-55.
  • Рец. на кн.: Galina Lindquist. Conjuring Hope: Magic and Healing in Contemporary Russia. New York and Oxford: Berghahn Books, 2006. 251 pp. (Epistemologies of Healing. Vol. 1.) // Антропологический форум. СПб.: МАЭ РАН; ЕУ в СПб., 2008. № 8. С. 456-461.
  • Рец. на кн.: Н.Е. Мазалова. Этнографические аспекты изучения личности «знающего» (XIX – начало XXI в.). СПб.: Петербургское востоковедение, 2011. 304 с., цв. илл. // Этнографическое обозрение. 2013. № 2. С. 215-218.

Учебно-методические пособия

  • Общая (теоретическая) фольклористика: Программа курса для аспирантов: Специальность 10.01.09 – Фольклористика. Образовательная программа послевузовского профессионального образования / РГГУ. Управление аспирантурой и докторантурой. М., 2004. 33 с. [препринт] (В соавторстве с С.Ю.Неклюдовым).
  • Визуальные образы мира в сибирском шаманизме // Интерактивная электронная программа «Визуальные образы мира». М.: РГГУ, 2004 (В соавторстве с Е.С. Новик).
  • Социальная антропология регионов мира // Социальная антропология. Программы курсов для специальности № 350100 «Социальная антропология». М.: РГГУ, 2006. С. 78-121 (В соавторстве с О.Ю. Артемовой и др.).
  • Визуальная антропология. Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 31 с.
  • Миф, символ, ритуал. Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 20 с.
  • Социология и антропология духовной жизни. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс для специальности 040102.65 – Социальная антропология. М.: РГГУ, 2007. 16 с.
  • Социальная и культурная антропология // Дни аспирантуры РГГУ. Вып. 7: В 2 ч. Ч. 2: Образовательные программы аспирантуры / Ред. Е.И. Пивовар (отв. ред.) и др.; Сост. Л.П. Трембич, В.И. Еремеева. М.: РГГУ, 2013. С. 101-120.
  • Общая (теоретическая) фольклористика // Дни аспирантуры РГГУ. Вып. 7: В 2 ч. Ч. 2: Образовательные программы аспирантуры / Ред. Е.И. Пивовар (отв. ред.) и др.; Сост. Л.П. Трембич, В.И. Еремеева. М.: РГГУ, 2013. С. 7-48 (В соавторстве с С.Ю. Неклюдовым).



Назад в раздел