Портнова Татьяна Васильевна


портнова.JPG

 Доктор искусствоведения (2009), профессор (2013) кафедры Всеобщей истории искусств  факультета  истории  искусства  РГГУ

 Область научных интересов и сфера научной деятельности:

Специалист в области междисциплинарных исследований  комплексного взаимодействия искусств, преимущественно балетного театра и иных пластических видов творчества в контексте отечественной и западно-европейской  художественной культуры ХVII, XVIII, рубежа XIX-XX вв.  Является автором описания, анализа, классификации, методологии исследования художественных произведений в области балетной иконографии. Занимается вопросами истории искусства Итальянского и Северного Ренессанса.

Направление научных интересов так же включает:  изучение эволюции исторического и сценического костюма, затрагивая хронологию стилевых направлений; исследование сценографии в исторических и современных аспектах; анализ композиционных проблем структуры театрального спектакля, семантики сценического образа в контактных связях постановочной работы режиссера и художника,  разработку концептуальных основ театрального синтеза в моделях современного визуального пространства.

Важной частью сферы ее научной деятельности является научно-исследовательская и экспертная работа в музейных и частных собраниях, касающаяся истории театральных коллекций, а так же международная и экскурсионная деятельность в свете инновационных процессов информационно - образовательных  коммуникаций.

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях:

-  Член Ассоциации искусствоведов (АИС) - творческого союза художников и художественных критиков искусства.

 - Член секции искусствознания Московского союза художников (МСХ)

 - Член союза театральных деятелей РФ

 - Член Международного художественного фонда

 - Член редакционного совета Международного исследовательского института (Москва) 

 - Действительный член Петровской академии искусств и наук (С. Петербург)

 - Действительный член Международной Европейской академии (Великобритания)

 - Член – корреспондент Международной академии культуры и искусства

 - Академик  Российской академии естествознания (направление искусствоведение)

-  Член Европейского научно-промышленного консорциума (Германия)

-  Член Международной Ассоциации искусствоведов AICA (Париж)

-  Член Всемирной Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков при Правительстве Москвы.( World Association of guides and guide-interpreters under Moscow Government)

 Научно-педагогическая деятельность

 В РГГУ читает курс « История русского театрально-декорационного искусства»

 Научные награды

- Сертификат интернет-энциклопедии «Выдающиеся ученые России» (2009)

- Диплом и нагрудный знак «Золотая кафедра России» за лекторское мастерство и заслуги в области отечественного образования. (Москва, 2010)

- Серебрянная медаль им. В.И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки (Москва, 2010)

-  Заслуженный. деятель науки и образования  2010.

 - Дипломы лауреата всероссийской выставки «лучшие учебно-методические издания в отрасли» (Сочи, 2010, Сочи, 2011)

- Сертификаты участника Всероссийской выставки-презентации учебно-методических изданий  (Сочи, 2010, Москва ,2010, 2011)

- Национальный сертификат качества в номинации «Лучший информационный проект» (Москва, 2011)

-   Почетный доктор (doctor of science, honoris causa)  (Великобритания, 2012)

- Орден «Трудом и знанием» за значительный вклад в развитие мировой науки  (Европейский научно - промышленный консорциум. (European scientific and industrial consortium «ESIC») (Германия) 2013.

-  Золотая медаль «Европейское качество»  (Gold medal "European Quality") за

общественное признание достижений в области   фундаментальных и прикладных исследований. (Европейский научно - промышленный консорциум. (European scientific and industrial consortium «ESIC») (Германия) 2013.

Автор более 200 работ

Основные последние  публикации

 Научные статьи в периодических изданиях

 -Танец как миросозерцание (балетные образы С.Судейкина.) Общественные науки 2010 № 5. с.61 – 70.

- Поэтика русского балета в пластике малых форм конца XIX первой трети ХХ вв. Дискуссия теоретиков и практиков. 2010 №1(3) с. 108 -113..

- А.Бенуа и балетный театр: к вопросам сценографии и дизайна   Актуальные проблемы социальной рекламы и дизайна. Сб. научных статей РГСУ. Вып. 2. М., 2011 с. 113-122.

- Историография и иконография «Русских балетных сезонов» С.Дягилева  Вестник Академии русского балета им. А.Я.Вагановой. с.Петербург. 2011 № 1(25). С 100 -113.

- Принципы изобразительного решения балетной сцены. (к вопросу о композиционном мышлении хореографа) Международный журнал экспериментального образования. 2011 № 7. с. 29-34.

- Феномен творчества Л.П. Этапы и особенности становления  Фундаментальные исследования 2011 № 12. с.286-290.

- Эстетика С.Дягилева в культурном пространстве современной эпохи  Наука о культуре и культурологическая деятельность в условиях современной России. Теоретико-методологические проблемы культурологи и искусствознания. Вып. 7. М., 2011. с. 96-100.

- Роль информационных технологий в изучении памятников искусства.  .   Наука о культуре и культурологическая деятельность в условиях современной России.  Теоретико-методологические проблемы культурологи и искусствознания. Вып. 7. М., 2011. с.158-161.

- Творческая индивидуальность А.Бенуа и балетный театр рубежа XIX – ХХ вв. Фундаментальные исследования  2012 № 3. с. 11-15.

- Танец К. Сомова и С.Судейкина в художественно – образной природе ретроспективизма. Театр. Живопись, Кино, Музыка РАТИ- ГИТИС. Альманах. 2011 № 4. с. 85-97.

- Творческая личность М. Фокина в контексте художественного наследия рубежа XIXXX вв  Выдающиеся мастера и выпускники петербургской школы балета. АРБ bv. А Вагановой.  Сб. статей. Ч.1. С-П., 2011. с. 55-64.

- Параллельные методы в декоративно – прикладном искусстве и танце  Научный диалог. Журнал научных публикаций. (История, социология, культурология, этнография).  Екатеринбург.  2012 № 4. с. 210-223.

-  Сферы творчества человека театра.(графика Н. и С Легат). Общественные науки 2012 № 1  с.74-87.

- Проблема художественного воплощения балетной темы в творчестве З.Серебряковой ( к изобразительной летописи артистов Мариинского театра) Молодой ученый  2012 № 12 с. 573-577.

-  Архитектоника балета  Балет 2013. № 4-5. с.50-52.

-  Художественное оформление балетов С.Прокофьева (к вопросу о визуальном воплощении сценического образа)  European soclal science  European soclal science journal (Европейский журнал социальных наук) 2013 № 3(31)  с.324-334.

Электронные научные журналы

- Проблемы пространственного решения балетной сцены в культуре «серебряного века» (к вопросу о композиционном мышлении хореографа и художника) Грани науки. Культура и искусство в зеркале региональных исследований. Научн. сб. Вып. 1. Aдыгейск,,2011

- Эволюция балетного костюма. (на материалах фондов ГАБТ).  Семь искусств.  Май.  2013.

- Категория пространства и принципы архитектоники в структуре балетного спектакля    Альманах «Пространство и время» Июнь. 2013 

Монографии и учебно-методические издания

- Взаимодействие балета и пластических искусств в системе русской художественной культуры конца XIX -начала XX вв. (Монография) «Спутник». М., 2007. с. 412.

- Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX - начала XX вв. (Монография) «Спутник». М., 2008. с. 142.  

- Теория и история искусств. Учебно-методическое пособие для актерского и режиссерского факультетов. ИРТ.  .М., 2010. с 220.

- Теория и история искусств. Учебно-методическое пособие для факультета хореографии. ИРТ.  М., 2010. с 240.

- История костюма  (исторический и сценический) Учебно-методическое пособие для актерского, режиссерского и хореографического факультетов. ИРТ.  М., 2011. с 350.

Конференции

- Отражение живописной жанровой системы в структуре балетного спектакля. (синтез и взаимодействие искусств ХIХ-XX вв.) Коммуникации в искусстве и науке. Сборник материалов 11-й конференции из цикла «Григорьевские чтения».М.,2010. с.157 – 169.

- Изобразительный материал как источник решения вопросов теории и практики балетного театра. Методология в искусстве и науке. Сб. материалов 12-й конференции из цикла «Григорьевские чтения». М., 2010. с.127- 139.

- Этнографические принципы балетных костюмов Л.Бакста. «XIV Царскосельские чтения» Сб.материалов научной конференции. Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина. Часть первая. С.Петербург.2010. с.336 – 346.

-  Художественное наследие С.Дягилева в культурном пространстве современной эпохи. (на материалах выставки «Видение танца», посвященной 100-летию «Русских сезонов» в Государственной Третьяковской галерее)  Векторное развитие современной России. Сб. материалов научной конференции. ЛГУ им. А.С.Пушкина. М., 2010. с.283 – 285.

- Балетный портрет в театральном наследии художников «Мира искусства» Модернизация общества: экономические, политико – правовые и социокультурные аспекты. Материалы международной научно – практической конференции. Кермер (Турция), 18 -20 октября 2010 г. М., 2010. с. 411 – 418.

- Графика и хореография (аспекты взаимодействия художественных языков) Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании. Международная конференция. Испания (Коста дель Азар) 2 – 9 августа 2010г. – Современные наукоемкие технологии. 2010 № 9. с.75 – 78.

- Танец С.Эрьзи в контексте национальных аспектов творчества  Культурное наследие России и современный мир. Международная научная конференция 15 – 22 октября 2010г. Дубай (ОАЭ). – Успехи современного естествознания. 2011 №1. с.76 -80.

- Живописное решение пространства сцены (свето – цветовое состояние балетного спектакля) Приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Международная научная конференция. 10 – 17 апреля 2011. Италия (Рим) – Успехи современного естествознания. 2011 №5. с.110 -113.

- Импрессионистическое направление в интерпретации танца конца XIX-начала ХХ вв (З.Серебрякова и Э.Дега) Философия в контексте культуры. Международная научная конференция. 16 – 23 апреля. 2011г. Чехия (Прага). с. 102 -106.

- Сценография в художественной целостности балетного спектакля и композиционно – образные возможности синтеза искусств.  Современное образование и инновационное развитие России. Материалы 6-й межвузовской научной конференции. ЛГУ им. А.С.Пушкина. Москва. 30 марта 2011 г. с. 343 – 352.

- В.Бартанюк-посвящение театру (традиции и современность)  Материалы VII Международной Научно-практической конференции «Европейская наука».XXI века. 7-15 мая 2011 г. Философия, филология., с.69-71

- Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (античность, средневековье, возрождение) « Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов». Международная научная конференция.  Франция (Париж). Международный журнал экспериментального образования 2012 № 4. с. 53-58.

- Истоки балетной иконографии (о двуединстве образа и эпохи) Международная научная конференция. « Новые технологии, инновации, изобретения». . Мальдивские острова. 2012. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012 № 4. с. 62-65.

-  Специфика авторской типологии в балетной теме В. Серова. «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники.» Международная научная конференция Италия (Рим).  19-17 апреля. Международный журнал экспериментального образования. 2012 № 5. с. 75-82.

-  Архитектура театров мира: становление и эволюция развития (Западная Европа XVII-XX вв)   «Культурное наследие России  в современном мире»  Международная научная конференция.  Англия (Лондон). Международный журнал  прикладных и фундаментальных исследований. 2012 № 7. с. 147- 153.

- Славянский генезис в историко- культурном наследии первого периода «Русских балетных сезонов». .  История, языки и культуры славянских народов: от истоков к грядущему. 25- 28 ноября. Прага.  Сборник  материалов конференции.   2012г. с 213-218 

- Slavis genesis in historical-cultural heritage of theflrst period of «Russian ballet seasons». Science, technology and Higher Education  Materials of the international research and practice conference. Vol.1. 2012.  Westwood, Canada. 2012. р. 562- 565.

- Специфика театральной экскурсии  (на основе экспозиций театральных музеев) Экономический механизм инновационного развития, Австралия (Сидней), 26 марта- 6 апреля 2013. European Journal Of Natural History. 2013 № 2. р. 56-57.

- Искусствоведческий анализ как основной компонент экскурсий, связанных с освоением художественного наследия. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники, Италия (Рим-Флоренция), 10 апреля -17 апреля 2013 с. 69-70.

- Хореография и живопись (модели взаимодействия). Язык искусства и науки. Сб. материалов 15-й конференции конференции из цикла «Григорьевские чтения» М., 2013. с. 86-95.

- Композиционные принципы построения художественных произведений (классический танец и изображение)  Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная культура и культурные традиции всероссийская научная конференция с международным участием. Казань. 26 апреля 2013. с. 64-75.

- Научные аспекты в искусствоведческих и культурологических  экскурсиях. Фундаментальная наука и технологии, перспективные разработки. Международная научно-практическая  конференция. Апрель 2013. Fundamental science and technology-promising developments. Vol. 2. Spc. Academic. р.33-38.

- Жанр театрального портрета в творчестве художников  «Мира искусства»  Academic scienceproblems and achievemets. Материалы II Международной научно-практической конференции. 5-6 сентября. 2013г. Москва. с.35-39.

 



Назад в раздел