Антонов Дмитрий Игоревич


антонов.jpg

Должность

Доцент

Дополнительная работа

Старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации

Образование

Кандидат исторических наук (РГГУ, 2006, диссертация «Самосознание древнерусского книжника в эпоху Смуты», 07.00.02 – Отечественная история)

Базовое высшее образование:

РГГУ, Историко-филологический факультет, историк (2003).

Профессиональная деятельность

В 2007–2013 гг. работал в институте русской истории РГГУ. С 2012 на кафедре истории и теории культуры РГГУ; с 2013 – старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС

 Учебные дисциплины

«История культуры России: древность, средние века»; «Источниковедение истории культуры»; «Фольклор России»; спецкурс «Семиотика русской иконографии».

 Научные интересы

Древнерусская культура, семиотика иконографии, средневековая демонология, «народная Библия» славян, взаимоотношение визуальной, книжной и устной традиции.

Основные научные конференции

Организация:

Член оргкомитета, координатор и участник международной конференции «Демонология как семиотическая система: Изображение. Текст. Народная культура»:

I конференция: 18–19 июня 2010, Москва, РГГУ;

II конференция: 15–16 июня 2012, Москва, РГГУ.

Член оргкомитета и участник международной школы-конференции «Визуальное и вербальное в народной культуре». Москва–Переславль-Залесский, 26 апреля – 5 мая 2013.

Организатор и участник Круглого стола «Глаза в мифологии и иконографии». Москва, РГГУ, 2 октября 2013.

 

Участник:

American Association of Teachers of Slavic and East European Languages: 2013 Annual Conference. January 03–06, 2013, Boston, Massachusetts.

Ежегодный международный научно-образовательный семинар «Политическая / национальная / конфессиональная / языковая карта Восточной Европы: история и современность». Вильнюс (Литва) – Супрасль (Польша), 05–11 ноября 2012.

Международная научная конференция XX Лотмановские чтения. «Слово и изображение» (Санкт-Петербург, Европейский Университет, 21–23 декабря 2012);

Устное и книжное в славянской и еврейской культуре: Международная конференция (Москва, РАН, 5–7 декабря 2012);

Смута в России: Конфликт и диалог культур: Международная научная конференция. Санкт-Петербург, 12–14 октября 2012 года.

Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России: восприятие веры и религии в обществе: II Всероссийская научно-практическая конференция. (Москва, РАН, 1 июня 2012);

Фольклористика и культурная антропология сегодня. Международная школа-конференция – 2012. (Москва, РГГУ – Переславль-Залесский, 27 апреля – 2 мая 2012);

Комплексный подход в изучении Древней Руси: VI международная научная конференция (Москва, РАН, 27 – 30 сентября 2011).

Комплексный подход в изучении Древней Руси: V международная научная конференция (Москва, ГТГ, 29 сентября – 02 октября 2009).

Вспомогательные исторические дисциплины – источниковедение – методология истории в системе гуманитарного знания: XX международная научная конференция. Москва, 31 янв.–2 февр. 2008 г.

 Исследовательские, образовательные, творческие  проекты, гранты, стипендии

Грант Президента Российской Федерации 2012–2013 гг. Проект № МК-5779.2012.6. «Образ врага в средневековой Руси: книжность, иконография, народная культура». Руководитель.

Научно-исследовательский грант РГНФ 2009-2010. Проект № 09-04-00135а. «Образы ангелов и демонов в средневековой Руси: текстовая традиция и проблемы ее визуализации (XI – начало XVIII в.)». Руководитель.

Грант конкурса «Проектные научные коллективы РГГУ» 2013–2016, проект «Образ "врага" в традиционных евразийских культурах (семиотика иконографии и нарративных моделей)». Исполнитель.

Гранты конкурсов научно-исследовательских, научно-прикладных и научно-образовательных проектов РГГУ 2009 и 2011 гг. (проекты «Древнерусская демонология как семиотическая система: взаимоотношение изображений и текстов (XI-XVII вв) –Руководитель; «Образ врага в древнерусской культуре: иноверцы, захватчики, еретики» – Руководитель).

Грант «Результативность научной деятельности преподавателей РГГУ» 2012.


Основные публикации

Монографии:

1. Смута в культуре средневековой Руси: Эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII в. М.: РГГУ, 2009. 432 с., ил.

2. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: Семиотика образа. М.: Индрик, 2011. (В соавторстве с М.Р. Майзульсом). 376 с.; илл.

3. Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии. М.: Форум, 2013 (в соавторстве с М.Р. Майзульсом). 240 с.; илл.

Альманахи и сборники:

1. In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах / Отв. ред. и сост.: Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 1. М.: РГГУ, 2012. 550 с.; илл.

2. In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах / Отв. ред. и сост.: Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова.. Вып. 2. М.: Индрик, 2013. 400 с.; илл.

3. Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов. М.: РГГУ, 2013. 364 с.; илл.

 Статьи:

Меняя тела: демоны как иллюзионисты // Теория моды: одежда, тело, культура. Вып. 30 2013.

Из «народной Библии» сел Самойловка и Залесянка // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. 2013. № 4.

Увидеть и узнать: Предисловие // Сила взгляда: Глаза в мифологии и иконографии (Серия Традиция–Текст–Фольклор: Типология и семиотика) / Сост., отв. ред., вступ. статья Д.И. Антонов. М., РГГУ: 2013.

У святых очи вертела? Фигуры без глаз на русских миниатюрах // Сила взгляда: Глаза в мифологии и иконографии (Серия Традиция–Текст–Фольклор: Типология и семиотика) / Сост., отв. ред., вступ. статья Д.И. Антонов. М., РГГУ: 2013.

Падшие ангелы vs черти народной демонологии // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах / Отв. ред. и сост.: Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 2. М., 2013.

Потешный ад Лжедмитрия, или монстр на Москве-реке // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах / Отв. ред. и сост.: Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 2. М., 2013.

Царь избранный и царь сверженный: трансформация представлений о власти в России конца XVI – XVII в. // Россия XXI. 2013. № 4. С. 114–133.

Цена крови, или Проклятые деньги Иуды Искариота // Антропологический форум Online. 2013. №18. (В соавторстве с М.Р. Майзульсом). С. 191–213.

Демоны, монстры и грешники: негативные персонажи в пространстве древнерусской иконографии // Одиссей: Человек в истории. 2010/2011. М., 2012. (В соавторстве с М.Р. Майзульсом). С. 144–198.

«Мечтания» и «illusions»: Дьявольские наваждения между книжностью и иконографией. Часть 1 // Россия XXI. № 4. М., 2012. (В соавторстве с М.Р. Майзульсом). С. 112–137.

«Мечтания» и «illusions»: Дьявольские наваждения между книжностью и иконографией. Часть 2 // Россия XXI. № 5. М., 2012. (В соавторстве с М.Р. Майзульсом). С. 126–151.

In Umbra, или от тени к свету // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах / Отв. ред. и сост.: Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 1. М., 2012. С. 9–14.

Круги ада, или «Дантовские сюжеты» в русской иконографии XVI–XVIII вв. // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах / Отв. ред. и сост.: Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 1. М., 2012. С. 199–246.

Незримое тело: Ангелы, демоны и их «плоть» в древнерусской культуре // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2012. Вып. 23. С. 103–131.

Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика // Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. № 2. 2011. С. 2-4.

Клятва, присяга и крестоцелование в Средневековой Руси (XI-XVII вв.): общественная практика и ее культурное осмысление // Труды Историко-архивного института РГГУ. Вып. 38. М., 2011. С. 363–372.

Волосы дыбом, или как демонизировали «врага» в древнерусской иконографии // Теория моды: Одежда. Тело. Культура. 2011. Вып. 19. (В соавторстве с М.Р. Майзульсом).

«Пестрый зверь рысь»: Антихрист в средневековой иконографии // Россия XXI. 2011, № 2. С. 30–49.

«Пестрый зверь рысь»: Антихрист в средневековой иконографии // Россия XXI. 2011. № 3. С. 22–51.

Проблема «противоречий» в средневековых источниках // Источниковедение культуры: Альманах. Вып. 2. М., 2010. С. 408–425.

«Беса поймав, мучаше…». Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 1, 2010. С. 61–75.

Клятва и крест: Проблема судебной присяги в древнерусской правовой культуре XVI–XVII вв. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 1, 2009. С. 42–53.

Клятва на кресте как феномен русской средневековой книжности // Источниковедение культуры: Альманах. Вып. 1. М., 2007. С. 93–153.

«Безобразные образы»: К эволюции древнерусских представлений об ангелах и демонах в XVII веке // Россия XXI. 2007, № 3. С. 134–167.

«Безобразные образы»: К эволюции древнерусских представлений об ангелах и демонах в XVII веке // Россия XXI. 2007. № 4. С. 140–155.

«Сын тьмы, сродник погибели»: Феномен Лжедмитрия // Эсхатологический сборник. СПб., 2006. С. 158–184.

Объяснение и «парадокс» в современной исторической науке // Россия XXI. №6. 2005. С. 116–158.

Борис Годунов. Гордость и смирение в средневековой Руси // Россия XXI. №1. 2004. С. 130–171.

Автореферат:

Самосознание древнерусского книжника в эпоху Смуты. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 2006. 26 с.



Назад в раздел