Рейфман Борис Викторович


рейфман.jpg

Доцент

Кандидат культурологии,

 защита диссертации состоялась в 2003 г. в Российском институте культурологии,

 номер научной специальности 24.00.01 (теория и история культуры),

 тема диссертации –  «Повествование и неповествование (формы выхода за пределы киноповествования как историко-культурологический проект)»

 Базовое высшее образование:

 Всесоюзный государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова,

 сценарно-киноведческий факультет,

 специальность – киноведение,

 закончил в 1991 г

 Профессиональная деятельность:

 работа в РГГУ с 2012 г.,

 до сентября 2013 г. основным местом работы был Российский институт культурологии (ст. научный сотрудник)

Учебные дисциплины:

ИСТОРИЯ КИНО (см. на данной странице сайта соответствующий Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению 033000 – Культурология) – курс лекций читается студентам ОСКИ 4-го курса бакалавриата, без специализации;

ИСТОРИЯ КИНО ЕВРОПЫ (см. на данной странице сайта соответствующий Учебно-методический комплекс для специалитета по направлению 031401 – Культурология) – курс лекций читается студентам ОСКИ 5-го курса специалитета, специализация – Культура Европы;

ИСТОРИЯ КИНО РОСИИ (см. на данной странице сайта соответствующий Учебно-методический комплекс для специалитета по направлению 031401 – Культурология) – курс лекций читается студентам ОСКИ 5-го курса специалитета, специализация – Культура России.

Научные интересы

Философско-культурологическая проблематика различных «поворотов». Связь «поворотов» (лингвистического, антропологического, визуального и др.) с концептуальным изменением статуса «человека массы», превратившегося после Второй мировой войны из субъекта «культуриндустрии» (Адорно, Хоркхаймер), который даже в своем «восстании» (Ортега-и- Гассет) пребывает в «забвении бытия» (Хайдеггер), в «новую историческую форму человека» (Гвардини).

Власть визуальной (в частности, экранной) формы над «областью визуально-бессознательного» (Беньямин) как развивающийся концепт: от Эйзенштейна и Беньямина к Маклюэну, Делезу и др.

 Научные конференции 

II (2008 г.) и III (2010 г.) Всероссийские культурологические конгрессы в Санкт Петербурге (доклады);

ХLI (2011) и ХLII (2013) Международные филологические конференции Санкт Петербургского Государственного университета, секция «Кино|текст» (доклады);

I, II, III российско-польские Международные конгрессы: «Россия и Польша»:долг памяти и право забвения» (Москва, 2009 г.) «Польша и Россия: Трудные вопросы – три нарратива (история, литература, кино)» (Краков, 2010 г.), «Россия и Польша: Память империй / империи памяти» (Санкт Петербург, 2012 г.) (доклады);

ХIII (2010 г.), ХIV (2011 г.), ХVI (2013 г.) Международные научно-практические конференции Гуманитарного университета г. Екатеринбурга (доклады);

Международная научная конференция «Отечественная война 1812 года. Экранизация памяти», Москва, 2012 г., НИИ киноискусства (доклад);

Международная научная конференция «Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры (к 100-летию со дня рождения)», Москва, 2010 г. (доклад)

Международные научные конференции в Госфильмофонде (Белые Столбы): «Социология и культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» (2010 г.), «Философия – философия культуры – культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» (2011 г.), «История культуры — историческая культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия» (2012 г.), «Политология – Экономическая теория – Культурология» (2013 г) (выступления на Круглых столах)

 Основные публикации за последние 5 лет:

«Возможные миры» новоевропейской культуры: по поводу спора о «личности» между Л.М. Баткиным и А.Я. Гуревичем // Вестник РГГУ. № 11, 2013. Серия «Философские науки. Религиоведение». С. 203 – 220.

«Вчерашний человек в каждом из нас» между ценностями анамнезиса и амнезии: размышления о месте концепции Э. Дюркгейма в философии культуры // Вестник РГГУ. № 7, 2013. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». С. 18 – 24.

«Зрячесть» и «слепота» истока творчества. Короткие размышления о философских началах новоевропейского понятия «бессознательное» // Международный журнал исследований культуры. № 3(12) 2013: Границы субъективности.

В.П. Шестаков. История американского искусства. В поисках национальной идентичности // Вопросы философии. № 6. 2013. С. 186 – 190.  (Рецензия на книгу)

Власть кинематографических образов как развивающийся концепт // Россия в мире ХХIвека: между насилием и диалогом. Материалы ХVI Международной научно-практической конференции Гуманитарного уеиверситета 15 – 16 апреля. Екатеринбург, Гуманитарный университет, 2013.

Тарковский и «пограничность» (о философских аспектах «запечатленного времени») // Международный журнал исследований культуры. № 2 (7). 2012. Кино | Текст. С. 25 — 41.

Неповествовательные элементы киноформы в некоторых немецких и французских теориях киноавангарда // Экранная культура. Теоретические проблемы: сборник статей/ отв. ред. К. Э. Разлогов. СПб, «Дмитрий Булавин», 2012. С. 690 — 718

Путешествие как ойкумена, ищущая свою границу: по поводу книги «Путешествие как феномен культуры» // Культурологический журнал. № 3 (9). 2012

Путь к понятию в сопровождении образа: некоторые аспекты кинотеории С. М. Эйзенштейна // Культура и искусство. № 1. 2012. С. 45 — 55.

Живое кино как не визуальный образ: по поводу книги К. Э. Разлогова «Мировое кино: История искусства экрана» // Культура и искусство. № 1. 2012. С. 76 — 78.

Реалистичность и эстетичность «другого реализма» Андре Базена // Киноведческие записки. № 97. 2010. С. 226 — 240.

Образы «массового человека» в зеркале «реальности» // Вопросы культурологии. № 11, 2010. С. 4 — 8.

Между Голгофой и Нараямой (о фильмах А. Куросавы 1950-х гг. на фоне «Легенды о Нараяме» С. Имамуры) // Наследие Акиры Куросавы в контексте российской и мировой культуры (к 100-летию со дня рождения). Материалы Международной научной конференции (21 июня 2010 г., Москва). С. 17 — 23.

Структура против «структуры». Одна из возможных интерпретаций фильма Ж.-Л. Годара «На последнем дыхании» // Киноведческие записки. № 92/93. 2009. С. 359 — 373.

Явное и сокрытое (о некоторых типичных для советского «кинореализма» сталинской эпохи свойствах структуры фильма «Юность Максима») // Вопросы культурологии. № 8, 2009. С. 81 — 85.

«Культура» или «субкультура»? (размышление о судьбе европейских понятий  «культура», «личность», «творчество» в эпоху глобализации и нашей модернизации) // Фундаментальные проблемы культурологии. Том VII. Культурное многообразие: теории и стратегии / Отв. редактор Д.Л.Спивак. – М., СПб., Новый хронограф, Эйдос, 2009. С. 178 – 190.

КОНТАКТЫ:

brejfman@yandex.ru




Назад в раздел