Левкиевская Елена Евгеньевна


Профессор Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

Окончила кафедру русского языка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1988), аспирантуру Института славяноведения РАН (1991). Доктор филологических наук (2007).

Область научных интересов и сфера научной деятельности:

Специалист в области славянских языков и славянской традиционной культуры, этнолингвистики, фольклористики, ареалогии, прагматики текста.

Тематика исследований – мифология и демонология, диалектология славянской традиционной культуры, прагматика фольклорного текста, народная религиозность.

Научно-педагогическая деятельность:

В РГГУ с 2007 года. Читает курсы «Прагматика фольклорного текста»; «Этнолингвистика и семиотика народной культуры».

Автор более 370 работ.

Основные публикации:

Монографии

  • Мифы русского народа. М.:АСТ. 527 с.
  • Славянский оберег: семантика и культура. М.: Индрик, 2002. 334 с.
  • Народная демонология Полесья. Публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX в. Т. 1. М.: Языки славянских культур. 2010.; Т. 2. (в соавт. с Л.Н. Виноградовой). М., «Языки славянских культур». 2012. 800 с.

Составление и редактирование

  • Д.К. Зеленин «Очерки русской мифологии». М.: Индрик, 1995 / Подготовка текста, комментарии Е.Е. Левкиевская
  • Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. М., 2000. / Ред. Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская, С.М. Толстая.
  • Восточнославянский этнолингвистический сборник. М.: Индрик, 2001 / Ред. О.В. Белова, Е.Е. Левкиевская, А.А. Плотникова, С.М. Толстая.
  • Полесские заговоры. / Сост. Т.А. Агапкина, Е.Е. Левкиевская, А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2003.
  • Славянские этюды. Сборник к юбилею С.М. Толстой. / Ред. Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, Е.Е. Левкиевская, А.А. Плотникова. М.: Индрик, 1999.

Статьи

  • Материалы по карпатской мифологии // Славянский и балканский фольклор М.: Индрик, 1994. С. 251-262.
  • Семантика славянских апотропеев // Mit – Sacrum – Religia. Lublin: UMCS. 1995. С. 67-82.
  • Полесский водяной на общеславянском фоне // Славянский и балканский фольклор (в соавторстве с В.В. Усачевой). М.: Индрик, 1995. С. 153-172.
  • Сексуальные мотивы в карпатской мифологии // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М.: Индрик, 1996. С. 225-247.
  • Низшая славянская мифология // Очерки славянской культуры. М.: Индрик, 1996. С. 175-195.
  • Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим светом // Концепт движения в языке и культуре М.: Индрик, 1996. С. 185-212.
  • Народ безмолвствует? (Советское богоборчество глазами русского крестьянина) // Родина 1997. № 8. С. 96-101.
  • Москва в кругу православных легенд // Живая старина. 1997. № 3. С. 15-17.
  • Проблема «чужой речи» и способы цитирования в кинематографе Андрея Тарковского // Слово и культура. Сборник памяти Н.И. Толстого. М., 1998. Т.2. С. 338-348.
  • К вопросу об одной мистификации или гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia mitologica slavica. Ljubljana, 1998. С. 307-315.
  • Звучащий мир славянской мифологии и мифология звучащего // Литературное обозрение. 1998. № 5/6. С. 100-103.
  • Севернорусские православные легенды XX века (Православие глазами современного русского крестьянина) // Ученые записки Православного Университета им. Иоанна Богослова. Т. 4. М., 1998. С. 90-110.
  • Голос и звук в славянской апотропеической магии // Мир звучащий и молчащий. М.: Индрик, 1999. С. 51-72.
  • Демоническое в музыке и музыкальных инструментах (карпатская традиция) // Мир звучащий и молчащий. М.: Индрик, 1999. С. 305-310.
  • Мифологический персонаж: имя и образ // Славянские этюды. Сборник в честь С.М. Толстой. М.: Индрик, 1999. С. 243-257.
  • Заумь в народной культуре - голос из потустороннего мира // Russian literature. 1999. V. 46. P. 31-43.
  • Конфессиональный образ поляка в русской народной и письменной культуре // Поляки и русские в глазах друг друга. М.: Индрик, 2000. С. 231-238.
  • Мифологические персонажи в славянской традиции. Восточнославянский домовой. // Славянский и балканский фольклор. М.: Индрик, 2000. С. 96-161.
  • Полесские и севернорусские материалы о домовом // Славянский и балканский фольклор. М.: Индрик, 2000. С. 377-398.
  • Русская идея в контексте исторических мифологических моделей и механизмы их сакрализации // Мифы и мифология в современной России. Библиотека либерального чтения. Вып. 9. М., 2000. С. 67-91.
  • Стереотип поляка в русской литературе XIX-XX веков // Polacy w oczach Rosjan - Rosjanie w oczach Polakoѕw. Warszawa, 2000. S. 251-262.
  • К вопросу об одной мистификации или гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Миф в культуре: человек – не-человек. М.: Индрик, 2000. С. 87-96.
  • Ритуально-магические функции хозяина в восточнославянской традиции // Мужской сборник. Вып. 1. Мужчина в традиционной культуре. М., 2001. С. 106-114.
  • Этнолингвистическое описание севернорусского села Тихманьги // Восточнославянский этнолингвистический сборник. М.: Индрик, 2001 (совместно с А.А. Плотниковой). С. 259-299.
  • Материалы к словарю полесской этнокультурной лексики (Опыт компьютерной обработки восточнославянской диалектной лексики) Демонология. // Восточнославянский этнолингвистический сборник. М.: Индрик, 2001. С. . 379-431.
  • «Красная свитка» – «белая свитка» в повести Гоголя «Сорочинская ярмарка» // Признаковое пространство культуры. М., 2002. С. 400-412.
  • Электронный способ классификации мифологических персонажей // Живая старина. 2002. № 2. С. 12-14.
  • Народные молитвы и апокрифические тексты как обереги // Живая старина, 2002. № 4. С. 23-25.
  • Мифологический персонаж: соотношение имени и функции // XIII Международный съезд славистов. Доклады российской делегации. М.: Индрик, 2003. С. 376-388.
  • Концепт человека в аксиологическом словаре поэзии А.А. Тарковского // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Н.И. Толстого. М.: 2004. С. 340-351.
  • Агрессия как форма защитной магии в славянской традиционной культуре // Агрессия в языке и речи. М.: РГГУ. 2004. С. 81-105.
  • Semantyka okna w tradycyjnej kulturze słowian wschodnich // Etnolingwistyka. Lublin, 2004. T. 16. S. 173-179.
  • Русская идея в контексте исторических мифологических моделей и механизмы их образования // Современная российская мифология. М.: РГГУ. 2005. С. 175-206.
  • Прагматика мифологического текста // Славянский и балканский фольклор. М.: Индрик, 2006. С. 150-213.
  • Народный культ Царя-мученика и проблемы идентичности в современном русском обществе // Культура сквозь призму идентичности. М.: Индрик, 2006. С. 183-208.
  • Пространство потустороннего мира в народных представлениях восточных славян // Славяноведение. 2006 № 6. С.9-15.
  • Пасха «по-советски»: личность в структуре праздника // Морфология праздника. СПб., 2006. С. 175-185.
  • Мифологическая система детских страшилок в сравнении с традиционной мифологией // Детский фольклор и культура детства. СПб., 2006. С. 24-34.
  • Заумь в русской традиции: голос из потустороннего мира // Русская речь. 2007. № 6. С. 19-25.
  • Народная культура восточных и западных славян // История культур славянских народов. М.: Индрик, 2008. С. 445-462.
  • Этнокультурный и языковой стереотип украинца в русском сознании // Украина и украинцы: образы, представления, стереотипы. М.: Индрик, 2008. С. 154-178.
  • Быличка как речевой жанр // Кирпичики. Фольклористика и культурная антропология сегодня. М.: РГГУ. 2008. 341-364.
  • Членение исторического времени в устной традиции восточных славян XX в. // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М.: Индрик, 2009. С. 158-178.
  • Полесские представления о некрещеных детях на общеславянском фоне // Живая Старина. 2009. № 4. С. 23-26.
  • Эволюция стереотипа украинца в русском языковом сознании // Стереотипы в языке, коммуникации, культуре. М.: РГГУ. 2009. С. 59-73.
  • Пища повседневная и пища ритуальная: механизмы переключения аксиологических кодов // Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. М.: Индрик, 2010. С. 37-47.
  • Народная одежда. Семантика и прагматика // Коды повседневности в славянской культуре: Еда и одежда. М.: Индрик, 2010. С. 135-144.
  • Структурные особенности славянского мифологического персонажа или почему у славянской ведьмы нет биографии // Пространство колдовства. М.: Индрик, 2011. 299-313.
  • Западная Украина 1939 года: культурный и языковой конфликт // Западная Белоруссия и Западная Украина в 1939-1941 гг. Люди. События. Документы. СПб.: Алетейя, 2011.
  • Этнодиалектное картографирование демонологии Полесья // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докладов. Т.2. М., Гос. Республиканский центр русского фольклора. 2011. С. 76-100.
  • Современная прихрамовая среда как конфликтное поле: языковые и культурные формы выражения конфликта // Конфликт в языке и коммуникации. Материалы конференции. М.,: РГГУ, 2011. С. 409-424.
  • Украинский язык в русском языковом пространстве // Русские об Украине и украинцах. СПб.: Алетейя, 2012. С. 415-454.
  • Семантическая вариативность украинизмов в русском языковом пространстве // Вариативность в языке и коммуникации. М.: РГГУ, 2012. С. 174-188.
  • Пасхальная пища и пасхальное застолье в советское время как инструмент сохранения религиозной или семейной идентичности // Этнографическое обозрение. 2012. № 5. С. 59-70.
  • Манипуляции с числом в языке рекламы // Числа в системе культуры. М., 2012. С. 133-156.
  • Мифологические рефлексы в литературных текстах: возможности семиотических сдвигов // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 1. М.: РГГУ. 2012. С. 485-515.
  • Полесские представления о «ходячем» покойнике // Живая старина 2013. № 1. С. 33-35.
  • Ребенок и революция: становление личности в кризисную эпоху // Человек и личность в истории России. Конец XIX-XX в. Материалы международного коллоквиума. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 149-161.
  • Человек на войне между Богом и атеизмом (по материалам воспоминаний участников Великой Отечественной войны) // Маленький человек и большая война в истории России: середина XIX – середина XX вв. Международный коллоквиум. Научные доклады. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 68-79.
  • Дихотомия душа/покойник в полесских представлениях о посмертной природе человека // In Umbra. Демонология как семиотическая система. Вып. 2. М.: Индрик, 2013. С. 177-194.
  • Пасхальная пища как инструмент сохранения религиозной информации в советское время // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве. М.: РГГУ, 2013. С. 126-133.

Рецензии

  • Рец. на кн. Н.В. Хобзей. Гуцульска мiфологiя. Етнолiнгвiстичний словник. Львiв. 2002. // Живая старина. 2003. № 2. С. 48-50.
  • Рец. на кн.: Т.Б. Щепанская. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. М., 2003. // Живая старина. 2005. № 2. С. 56-57.
  • Рец. на кн.: Христофорова О.Б. Колдуны и жертвы. Антропология колдовства в современной России. ОГИ. РГГУ. М., 2010. // Антропологический форум. 2012. № 16. С. 476-482.

Учебно-методические пособия

  • Славянские народы // Мифы и религии мира. Учебное пособие. М.: РГГУ. 2004 г. с. 234-244.
  • Мифологический персонаж: соотношение имени и образа // CD-ROM «Фольклор и фольклористика». Хрестоматия по фольклористике. СПб., 2004. (0,75 а.л.)
  • Механизмы создания мифологических фантомов в «Белорусских народных преданиях» П. Древлянского // CD-ROM «Фольклор и фольклористика». Хрестоматия по фольклористике. СПб., 2004.



Назад в раздел